Как почистить центрифугу зил 130

Фильтр очистки масла (полнопоточная центрифуга) ЗИЛ-131

Фильтр очистки масла (рис. 1) центробежный, с реактивным приводом, включен в систему смазки последовательно

Подаваемое насосом двигателя масло из канала через кольцевой и радиальные каналы поступает под вставку 7.

Отсюда часть масла через сетчатый фильтр 6, предохраняющий жиклеры от засорения, подается к двум жиклерам 1, а другая часть масла, пройдя через отверстия во вставке, подвергается очистке от грязи в центрифуге.

Корпус 3 центрифуги вращается за счет реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера 1.

При давлении масла 3—4 кГ/см 2 корпус вместе с находящимся в нем маслом вращается со скоростью 5000—6000 об/мин.

Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 корпуса, где они откладываются, образуя плотный осадок.

Этот осадок удаляют с крышки корпуса при чистке центрифуги.

Очищенное масло, обогнув сверху вставку 7, через радиальные отверстия в верхней части корпуса 3 центрифуги, кольцевой канал и радиальные отверстия в верхней части оси 9 и трубку 18 поступает в корпус масляного фильтра 21 и затем в распределительную камеру блока двигателя.

В корпус фильтра 21 встроен перепускной клапан 23, отрегулированный на перепад давлений 0,8—1 кГ/см 2 .

Перепускной клапан предназначен для пропуска части масла в распределительную камеру, минуя центрифугу, при значительном износе подшипников двигателя в связи с увеличением расхода масла. Часть масла также может походить через перепускной клапан при пуске двигателя из-за большой вязкости холодного масла.

Вращение центрифуги проверяется на слух. При остановке двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться еще 2—3 мин; при этом слышен своеобразный звук.

Очистку центрифуги надо производить одновременно со сменой масла в картере двигателя.

Ранее устанавливались фильтр грубой очистки пластинчато-щелевой, включенный в систему последовательно, и фильтр тонкой очистки центробежный с реактивным приводом (центрифуга), включенный в систему параллельно.

Для очистки центрифуги надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги, для этого требуется от 20 до 30 мин.

Снятие крышки 5 корпуса до полного опорожнения центрифуги приведет к вытеканию масла на двигатель.

Для очистки центрифуги необходимо:

1) отвернуть гайку 15 кожуха и снять кожух 8;

2) отвернуть пробку 22 и вставить в отверстие большой бородок, удерживающий корпус от вращения;

3) отвернуть гайку 14 крышки свечным ключом, снять крышку 5. корпуса вместе с гайкой 14;

4) очистить крышку от отложений грязи;

5) после очистки промыть крышку в бензине или керосин

6) снять вставку центрифуги 7, промыть ее в бензине или керосине;

7) снять сетчатый фильтр 6, промыть его в бензине или керосине и продуть; при сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя очистить, а также при ее разрывах сменить сетчатый фильтр;

8) очистить от грязи прокладку 2 кожуха;

9) промыть кожух 8; повреждение прилегающего к прокладке 2 торца кожуха недопустимо, так как приводит к течи масла;

10) промыть гайку 15 крепления кожуха.

Сборку производить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 установить, как показано на рис. 1, обеспечив его центрирование на буртике корпуса 3 центрифуги.

Перед установкой кожуха необходимо проверить, легко ли вращается от руки центрифуга. Гайку 15 кожуха затягивать только от руки.

Запрещается отвертывать гайку 16 на оси центрифуги и снимать корпус центрифуги с оси для очистки центрифуги от отложений грязи во избежание повреждения подшипников скольжения корпуса центрифуги.

Только в случае неудовлетворительного вращения корпуса 3 на оси 9 необходимо после снятия с центрифуги крышки 5 корпуса отвернуть гайку 16 на оси, снять шайбы и корпус 3 с оси и проверить состояние узла ось — втулка.

При снятии корпуса с оси нужно принять меры против выпадения упорного кольца шарикового подшипника 19 в корпус 21 фильтра, при засорении втулок надо промыть их в бензине или керосине.

Одновременно необходимо проверить состояние отверстий жиклеров 1. В случае их засорения прочистку нужно вести таким образом, чтобы не повредить калиброванного отверстия жиклера.

Установку корпуса 3 без крышки на ось 9 вести в обратной последовательности.

После очистки, и окончательной сборки проверить вращение центрифуги на прогретом двигателе на слух.

Кроме очистки масла в фильтре, в двигателе предусмотрена центробежная очистка масла в ловушках (грязесборниках), выполненных в шатунных шейках коленчатого вала.

Очистка масла в грязесборниках особенно эффективна в период приработки трущихся поверхностей. Грязесборники следует очищать при ремонте двигателя.

http://autoruk. ru/zil-131/zil-131/dvigatel/centrifuga-zil-131

Система смазки ЗИЛ-130

История развития отечественного автомобилестроения, общая характеристика первых автомобилей. Понятие и функциональные особенности смазочной системы, ее структура и элементы. Устройство системы смазки ЗИЛ-130, ее техническое обслуживание и ремонт.

Рубрика Транспорт
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 14.05.2013
Размер файла 1,5 M
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www. allbest. ru/

Размещено на http://www. allbest. ru/

1. История развития отечественного автомобилестроения

Автомобильная промышленность Советского Союза ведет свое летоисчисление с 7 ноября 1924 г. В тот день Москва увидела первые автомобили первого в стране автомобильного завода. Они прошли по Красной площади во время октябрьского парада — десять красных грузовиков АМО-Ф15, которые были изготовлены на заводе, чья марка сегодня всем известна — ЗИЛ. Годом позже в Ярославле были собраны первые отечественные 3-тонные грузовики Я-3, а в 1928-1929 гг. — грузовые автомобили Я-4 и Я-5 грузоподъемностью 4 и 5 т.

Первые отечественные легковые автомобили оригинальной конструкции НАМИ-1 появились на московских улицах в 1927 г. Их производство было организовано на московском заводе «Спартак».

До начала 30-х годов у нас в стране автомобильная промышленность еще не получила широкого развития. За 6 лет — с 1925 по 1931 г. — было изготовлено около 10 тыс. грузовых и 450 легковых автомобилей.

Начало интенсивного развития автомобильной промышленности в СССР относится к 1931-1932 гг., когда был реконструирован завод АМО и построен Горьковский автозавод производительностью 100 тыс. грузовых и легковых автомобилей в год.

За время послевоенных пятилеток были реконструированы и расширены действующие автомобильные заводы, которые стали изготовлять автомобили новых моделей. Некоторые из заводов были специализированы.

Московский автомобильный завод в послевоенный период стал давать стране новые 2-осные модели сначала 4-тонного, а затем 5-тонного грузовиков и на их базе — 3-осные грузовые автомобили с полезной нагрузкой 8 т, седельные тягачи, автомобили высокой проходимости. Этим заводом созданы после войны новые модели легковых автомобилей высшего класса, а также городские и междугородные автобусы. В 1974 г. исполнилось 50 лет со дня основания завода. С этим юбилеем почти совпал другой — выпуск миллионного грузовика ЗИЛ-130.

На базе основной модели московского грузовика Мытищинский машиностроительный завод освоил производство самосвалов.

После войны с конвейеров Горьковского автомобильного завода сходят наиболее массовые 2-осные автомобили средней грузоподъемности 2,5 и 4 т. Завод также изготовляет автомобили повышенной проходимости с двумя ведущими мостами. Продукцией горьковчан являются и легковые автомобили. Сначала это были «победы» и «зимы», затем их заменили «волги» и «чайки»,

В год 35-летия со дня основания Горьковского автомобильного завода с его конвейеров сошли пятимиллионный грузовик и миллионный легковой автомобиль.

На базе горьковского 2-осного грузовика Саранский и Фрунзенский автомобильные заводы освоили производство самосвалов.

Большим событием в развитии отечественного автомобилестроения явилось строительство крупнейшего в СССР Камского автомобильного завода в г. Набережные Челны. Этот завод-гигант рассчитан на ежегодное производство 150 тысяч грузовых автомобилей высокой грузоподъемноемности. Конструкция и опытные образцы этих автомобилей созданы на ЗИЛе. Двенадцать модификаций автомобилей, которые будет получать страна от КамАЗа, отличаются друг от друга колесной базой, мощностью двигателей, числом ступеней в коробке передач, передаточными отношениями ведущих мостов. Кроме того, создаваемый в г. Нефтекамске автомобильный завод-спутник в 10-й пятилетке должен освоить на базе основной модели грузовика КамАЗа производство автомобилей-самосвалов. Все это позволит наиболее полно удовлетворить нужды народного хозяйства нашей страны в разнообразных автомобильных грузовых перевозках.

В канун XXV съезда КПСС начал работать в наладочном режиме главный конвейер Камского автомобильного завода, с которого 16 февраля 1976 г. сошли первые автомобили КамАЗ.

Наряду с наращиванием мощностей по выпуску большегрузных автомобилей дальнейшее развитие в нашей стране получает производство микрогрузовиков. Так, в середине 60-х годов созданный на юге страны в г. Ереване автомобильный завод освоил производство грузовых автомобилей-фургонов с полезной нагрузкой 1 т. Отличительной особенностью ереванского микрогрузовика являются низкая погрузочная высота и кузов-фургон большого объема, предназначенный для развозки товаров в торговой сети и для других перевозок грузов мелкими партиями.

В конце 50-х годов на улицах нашей страны появились первые львовские 55-местные автобусы. Унифицированные по двигателю и ряду агрегатов с грузовиком ЗИЛ-164, они отличались оригинальностью компоновки (заднее расположение двигателя), кузова, подвески и обладали высокой плавностью хода. Львовский завод многократно модернизировал и улучшал свои автобусы. В начале 60-х годов на них начали устанавливать 8-цилиндровый V-образный двигатель ЗИЛ-130. В следующем десятилетии заводские конструкторы существенно изменили форму кузова, систему вентиляции и конструкцию тормозов.

Наряду с интенсивным строительством автомобильных заводов росло производство и увеличивалось число типов выпускаемых автомобилей, совершенствовалась их конструкция, улучшались технико-экономические показатели.

Лучшие модели отечественных автомобилей и двигателей (БелАЗ-540А, ЗИЛ-130, ГАЗ-66, Урал-375Д, КрАЗ-256Б, ярославские автомобильные дизели и др.) отмечены государственным Знаком качества.

Многие отечественные автомобили экспонировались на международных выставках и были неоднократно награждены и отмечены медалями, призами, кубками по результатам соревнований и технических испытаний. Так, на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. легковым автомобилям Горьковского автомобильного завода «Волга» и «Чайка», а также грузовому автомобилю ГАЗ-52, самосвалу МАЗ-530 были присуждены Гран-При и Золотая медаль. Золотой медалью и дипломом этой выставки был также отмечен автобус ЛАЗ-695Б Львовского автобусного завода.

На Московской международной выставке сельскохозяйственных машин и оборудования в 1966 г. грузовой автомобиль ГАЗ-66 был удостоен Золотой медали.

2. Назначение системы смазки

Смазочной называется система, обеспечивающая подачу масла к трущимся деталям двигателя.

Система смазки двигателя внутреннего сгорания служит для уменьшения трения и изнашивания деталей двигателя, для охлаждения и коррозионной защиты трущихся деталей и удаления с их поверхностей продуктов изнашивания.

В двигателях автомобилей применяется комбинированная система смазки различных типов

Комбинированной называется система смазки, осуществляющая смазывание деталей двигателя под давлением и разбрызгиванием. Давление создается масляным насосом, а разбрызгивают масло коленчатый вал и другие быстровращающиеся детали двигателя.

Под давлением смазываются наиболее нагруженные трущиеся детали двигателей — коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опорные подшипники распределительного вала, подшипники вала привода масляного насоса и др.

Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, детали газораспределительного механизма, его цепного или шестеренного привода и другие детали двигателей. В двигателях со смазочной системой без масляного радиатора охлаждение масла, которое нагревается в процессе работы, происходит в основном в масляном поддоне.

При наличии в смазочной системе масляного радиатора охлаждение масла осуществляется и в масляном поддоне, и в масляном радиаторе, которые включается в работу при длительном движении автомобиля с высокими скоростями и при эксплуатации автомобиля летом.

В смазочной системе с открытой вентиляцией картера двигателя картерные газы, состоящие из горючей смеси и продуктов сгорания, удаляются в окружающую среду.

При закрытой вентиляции картера двигателя картерные газы принудительно удаляются в цилиндры двигателя на догорание, что предотвращает попадание газов в салон кузова легкового автомобиля и уменьшает выброс ядовитых веществ в окружающую среду.

3. Устройство системы смазки ЗИЛ-130

Между отдельными деталями двигателя, поверхности которых перемещаются одна относительно другой, возникает сила называемая силой терния. На преодоление сил трения затрачивается часть мощности двигателя; помимо этого трение приводит к износу деталей и их нагреву. Уменьшение сил трения достигается улучшением качества обработки поверхности, применением антифрикционных сплавов, шариковых и роликовых подшипников. Одним из наиболее эффективных способов уменьшения сил трения является смазка. Смазка, находящаяся между трущимися поверхностями, разделяет их, заменяя непосредственное трение деталей трением слоев смазки между собой. Помимо этого, масло охлаждает смазываемые детали и уносит твердые частицы, попавшие между ними.

В зависимости от размещения и условий работы деталей масло может подаваться под давлением, разбрызгиванием и самотеком. В автомобильных двигателях применяются все три способа подвода масла, при этом к наиболее нагруженным деталям масло поступает под давлением, а к остальным — разбрызгиванием и самотеком.

Для хранения, подвода, очистки и охлаждения масла применяют ряд приборов, маслопроводов и каналов, образующих систему смазки (система смазки двигателя ЗиЛ-130 на рис. 15).

4. Работа механизма системы смазки ЗИЛ-130

Масло из поддона картера через маслоприемник засасывается в масляный насос. Нижняя секция масляного насоса подает масло к радиатору, а оттуда в поддон катера двигателя. Верхняя часть под давлением через канал в задней перегородке блока цилиндров подает масло для очистки в корпус масляного фильтра. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-130 показана на рис. 15, а.

Из фильтра масло поступает в распределительную камеру, расположенную в задней перегородке блока цилиндров, и далее в два продольных магистральных канала, выполненных в левом и правом рядах цилиндров. Из магистральных каналов масло под давлением подается к направляющим втулкам толкателей, к опорным шейкам распределительного вала — к шатунным подшипникам. Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора. В средней шейке распределительного вала выполнены отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров (1 раз при каждом обороте распределительного вала) пульсирующая струя масла подается в каналы головки цилиндров. Из этих каналов через пазы на опорных поверхностях стоек, оси коромысел и зазоры между стенками отверстий и болтом, проходящим через стойки, масло поступает внутрь полых осей коромысел (рис. 15, б) и через отверстия в стенках осей к втулкам.

Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, выполненный в коротком плече, поступает для смазки сферических опор штанг (рис. 15, в), а часть его попадает на стержни клапанов и механизмы их поворотов. В передней шейке распределительного вала имеется канал для подачи масла под давлением к упорному фланцу. Остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием и самотеком.

На стенки цилиндров масло выбрызгивается из отверстий в теле шатунов в момент их совпадения с масляным каналом коленчатого вала (рис. 15, г). Масло, снимаемое со стенок цилиндров маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке поршня отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и верхней головке шатуна.

Распределительные шестерни смазываются маслом, поступающим самотеком по каналам для стока масла из головки цилиндров.

Масляный насос служит для создания необходимого давления в системе смазки. Насос (рис. 16) состоит из корпуса, внутри которого расположены одна или две пары шестерен. Одна из каждой пары шестерен насажена неподвижно на приводном валике, а другая свободно на оси. Приводной валик приводится в действие от косозубой шестерни на распределительном валу. При вращении шестерен насоса их зубья захватывают масло у входного отверстия, проносят у стенок корпуса и выдавливают в выходное отверстие.

В двигателе ЗиЛ-130 верхняя секция насоса подает масло в систему смазки и фильтр центробежной очистки, нижняя — к масляному радиатору.

Как в двигателе ЗиЛ-130 масляный насос расположен снаружи двигателя. Масло поступает к масляному насосу через маслоприемник с сетчатым фильтром.

Масляные фильтры. Качество масла в двигателе не остается постоянным, так как масло засоряется мелкой металлической пылью, появляющейся в результате износа деталей, частицами нагара, образовывающегося в результате сгорания его на стенках цилиндров. При высокой температуре деталей масло коксуется, образуются смолы и лакообразные продукты. Все эти примеси являются вредными и для их удаления применяют масляные фильтры.

На двигателях ЗиЛ-130 установлен фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Фильтр (рис. 17) состоит из корпуса с осью, где на подшипнике размещен — ротор с колпаком. Снизу ротора размещены два жиклера с отверстиями, направленными в разные стороны, и филь­трующая сетка. Колпак закреплен на оси ротора при помощи гайки и закрыт сверху неподвижным кожухом с барашковой гайкой. Ротор вращается под действием струй масла, выбрасываемого под давлением через два жиклера.

Масляный радиатор. В жаркое время года и при эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях температура масла настолько повышается, что оно становится очень жидким и давление в системе смазки падает.

Для охлаждения масла и предотвращения его разжижения в систему смазки двигателей включен масляный радиатор, который состоит из двух бачков и горизонтальных трубок, расположенных между ними. Для увеличения поверхности охлаждения и повышения жесткости радиатора трубки скреплены металлическими ребрами. На автомобиле ЗИЛ-130 масляный радиатор выполнен в виде трубчатого змеевика с оребрением для увеличения поверхности теплоотдачи.

Масляный радиатор оказывает сравнительно небольшое сопротивление прохождению масла, в результате чего давление в системе может снизиться и подача масла к трущимся поверхностям уменьшится.

Для предотвращения этого явления масляный радиатор двигателя включается краном, перед которым установлен предохранительный клапан, перекрывающий доступ масла в радиатор при понижении давления в системе ниже 0,1 МПа.

Маслопроводы выполнены в виде латунных или прорезиненных трубок, соединяющих отдельные участки системы смазки и каналов, высверленных в блоке цилиндров, коленчатом валу, шатунах, осях коромысла, в коромыслах, корпусах фильтров и др.

Маслоналивные патрубки расположены сверху или сбоку двигателя и соединены с поддоном картера непосредственно через маслоналивную трубку. Маслоналивные патрубки имеют воздушные фильтры.

Контроль за уровнем масла в двигателе осуществляют масломерной линейкой, имеющей отметки.

5. Техническое обслуживание системы смазки автомобиля

смазка автомобиль ремонт технический

Для очистки центрифуги необходимо соблюдать следующий порядок:

Отвернуть гайку кожуха и снять кожух;

Отвернуть пробку, вставить в отверстие трубку соответствующего диаметра или стержень для удержания корпуса от вращения;

Отвернуть гайку крышки свечным ключом, снять крышку корпуса вместе с гайкой, очистить крышку от грязи и промыть в керосине или бензине;

Снять вставку центрифуги, очистить ее от отложений и промыть в керосине или бензине;

Снять сетчатый фильтр, промыть его в керосине или бензине и продуть сжатым воздухом;

Очистить от грязи кожуха и промыть кожух.

Запрещается снимать корпус с оси центрифуги во избежание повреждения подшипников скольжения корпуса. Снятие корпуса с оси допускается в случае заедания центрифуги на оси. Для этого следует:

Отвернуть гайку на оси центрифуги, снять шайбу и корпус с оси;

Проверить состояние узла ось — втулка;

При снятии корпуса с оси следить, чтобы упорное кольцо шарикового подшипника не выпало в корпус фильтра;

Проверить состояние отверстий жиклеров. При необходимости прочистить отверстия таким образом, чтобы не нарушить калиброванное отверстие жиклера;

Произвести сборку центрифуги в обратной последовательности. При этом следить за правильной установкой сетчатого фильтра с таким расчетом, чтобы обеспечить его центрирование на буртике корпуса;

Перед установкой кожуха проверять легкость вращения центрифуги от руки;

Гайку крепления кожуха затягивать только от руки;

После сборки фильтра проверить вращение центрифуги на прогретом двигателе на слух, как указано выше.

Кроме очистки в центрифуге, масло очищается в грязесборниках, находящихся в шатунных шейках коленчатого вала. Грязесборники очищают при ремонте двигателя.

При каждой смене масла в картере двигателя необходимо заменить фильтрующий элемент масляного фильтра.

Для этого необходимо:

Отвернуть фильтр за шестигранник на верхней части корпуса, соблюдая осторожность, чтобы предотвратить попадание масла на двигатель. При этом не допускать загрязнения масляной полости проставки, для чего накрыть ее сверху чистой тряпкой;

Слить масло из корпуса фильтра и отвернуть гайку на соединительном маслопроводящем стержне;

Разъединить верхнюю и нижнюю части корпуса фильтра и снять фильтрующий элемент;

Прочистить и промыть в керосине детали фильтра, протереть их ветошью и поставить новый фильтрующий элемент;

Проверить наличие, состояние и правильную установку деталей уплотнения: шайбы, прокладки фильтрующего элемента, прокладки корпуса фильтра, уплотнительного кольца, стопорной шайбы, пружины;

Соединить верхнюю и нижнюю часть корпуса и закрепить гайкой;

Смазать моторным маслом прокладку, поставить фильтр на двигатель, завернуть его руками до начала сжатия прокладки и довернуть на один оборот;

Пустить двигатель и при его работе в течение нескольких минут на повышенной частоте вращения коленчатого вала убедиться в отсутствии подтекания масла. При наличии подтекания довернуть фильтр руками до его прекращения. Затягивать корпус ключом не допускается.

Фильтрующий элемент в процессе эксплуатации необходимо заменять при появлении характерного свиста перепускного клапана в проставке. Это свидетельствует о предельном загрязнении фильтрующего элемента.

Полнопоточный фильтр двухсекционный, состоит из корпуса, двух колпаков и двух бумажных фильтрующих элементов. Колпак к корпусу крепится при помощи стержня-болта.

Применением бумажных фильтрующих элементов можно гарантировать надежную очистку масла, если в процессе эксплуатации двигателя не будут допущены попадания воды в масло, перегрев или переохлаждение двигателя, применение несоответствующего сорта масла и т. д. Предельное засорение фильтрующих элементов масляного фильтра может наступить раньше срока смены масла в картере двигателя. В этом случае фильтр длительное время работает с открытыми перепускными клапанами, что нередко приводит к задиру и провороту вкладышей коленчатого вала.

О предельном засорении фильтрующих элементов предупреждает сигнализатор засоренности, совмещенный с перепускным клапаном. При открытии перепускного клапана контакты сигнализатора замыкаются, загорается на щитке приборов красная сигнальная лампочка.

Центробежный фильтр с реактивным приводом по принципу работы и устройству аналогичен центробежному фильтру очистки масла, установленному на двигателях ЗИЛ, и отличается лишь некоторыми конструктивными особенностями.

Предохранительный клапан в корпусе фильтра отрегулирован на давление 0,05-0,07 МПа. В корпусе фильтра имеется перепускной клапан, отрегулированный на давление 0,60-0,65 МПа, который служит для ограничения максимального давления масла перед поступлением в центрифугу.

При обслуживании фильтра следует совместить метки, нанесенные на роторе и колпаке, во избежание нарушения балансировке ротора.

На двигателе ЗИЛ-130 установлены два фильтра очистки масла — тонкой очистки с двумя бумажными фильтрующими элементами и центробежной очистки(центрифуга). Перепускной клапан фильтра тонкой очистки рассчитан на давление 0,25-0,30 МПа. Центрифуга включена в контур масляного радиатора для дополнительной очистки масла. В системе смазки установлен датчик аварийного падения давления. При падении давления загорается контрольная лампочка на щитке приборов автомобиля.

Система вентиляции картера предназначена для удаления проникающих из цилиндров в картер двигателя газов и паров топлива, которые разжижают масло и ухудшают его свойство. Система вентиляции картера двигателя ЗИЛ-130 — принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод. Сообщение внутренней полости двигателя с впускным трубопроводом осуществляется через специальный клапан. После 40000-50000 км пробега автомобиля необходимо разобрать систему вентиляции картера, промыть детали и собрать.

6. Ремонт деталей системы смазки

Ремонт системы смазки главным образом заключается в устранении неисправностей масляного насоса и редукционного клапана.

Масляный насос снимается при заранее снятом масляном картере. Эту операцию можно произвести без снятия двигателя с автомобиля.

Установить автомобиль над смотровой ямой или на подъемник, отсоединить провода от аккумуляторной батареи Стиль масло из масляного картера двигателя. Отвернуть гайки, крепящие переходники с подушками передней подвески двигателя к поперечине,

и слегка приподнять двигатель домкратом или талью, чтобы между поперечиной и картером образовался достаточный зазор

Отвернуть болты крепления масляного картера и снять его вместе с прокладкой. Отвернуть болты крепления масляного насоса и гайку крепления маслоприемника к кронштейну и снять масляный насос вместе с маслоприемником и прокладкой масляного насоса. Операция по установке масляного насоса с маслоприемником на двигатель выполняется в обратной последовательности.

Разборка и сборка масляного насоса. Перед разборкой масляного насоса следует снять маслоприемник с прокладкой. Разборку производить в следующем порядке.

Закрепить масляный насос в тисках. Отвернуть болты крепления крышки масляного насоса и снять ее вместе с прокладкой. Вынуть из отверстия в корпусе валик насоса с ведущей шестерней и снять ведомую шестерню с оси. Вывернуть из корпуса пробку редукционного клапана и вынуть пружину и клапан из проточки в корпусе.

Использование литературы

1. Автомобиль ЗИЛ — 130 и его модификации.

О. Д. Горчакова, Н. Р. Демкина, Л. Я. Шабашова. 1975 г.

2. Автомобиль ЗИЛ-130. — руководство по эксплуатации., г. Москва, 1994

3. Селиванов С. С. Механизация процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей. — М: Транспорт, 1984.

4. Отечественные автомобили. М., «Машиностроение», 1977 г. / Анохин В. И.

5. Устройство и эксплуатация автомобилей: Учеб. Пособие /Полосков В. П., Лещев П. М., 1987 г.

Размещено на Allbest. ru

Подобные документы

Характеристика смазочной системы: понятие, назначение, виды. Устройство смазочной системы: поддон картера, масляный насос, фильтр. Анализ основных требований, предъявляемых регистром к смазочной системе. Ремонт системы смазки, особенности замены масла.

контрольная работа [848,7 K], добавлен 26.01.2013

Назначение, устройство и работа системы смазки двигателя автомобиля ВАЗ-2109. Основные неисправности, причины их возникновения и методы устранения. Разборка, проверка деталей и сборка масляного насоса. Техническое обслуживание смазочной системы.

дипломная работа [2,7 M], добавлен 05.12.2014

Общая схема и принцип действия системы смазки двигателя, ее составные части и их взаимодействие. Отличительные признаки и особенности эксплуатации смазочных систем с мокрым и сухим кратером. Неполадки и ремонт сборочных единиц смазочной системы.

презентация [845,8 K], добавлен 10.04.2010

Контрольно-измерительный инструмент. Диагностическое, технологическое оборудование. Диагностирование неисправностей системы смазки автомобиля ЗИЛ–4333, техническое обслуживание и ремонт. Правила безопасности при использовании инструмента, приспособлений.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 30.03.2014

Устройство и основные элементы тормозной системы автомобиля, ее функциональные особенности, диагностирование и техническое обслуживание. Ремонт системы: проверка и регулировка, работоспособности регулятора давления на автомобилях семейства ВАЗ 2110.

дипломная работа [2,1 M], добавлен 02.06.2013

Назначение и характеристика смазочной системы. Типы смазочных систем, классифицированных по различным признакам. Конструкция и работа смазочной системы, ее назначение и характеристика. Особенности конструкции и работы жидкостной системы охлаждения.

реферат [615,4 K], добавлен 24.01.2010

Технические характеристики двигателей 24Д и 24-01: четырехтактные, карбюраторные, верхнеклапанные, четырехцилиндровые, с жидкостным охлаждением. Система охлаждения двигателя: водяная рубашка, насос центробежного типа и радиатор. Ремонт системы смазки.

реферат [1,7 M], добавлен 14.05.2014

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Общее устройство топливной системы. Устройство и работа карбюраторного двигателя К-126Б. Подача топлива, очистка воздуха, подогрев горючей смеси. Техническое обслуживание узлов и приборов подачи топлива.

контрольная работа [36,9 K], добавлен 06.03.2009

Назначение, классификация и принцип действия системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2107. Техника безопасности при выполнении работ. Индивидуальные средства защиты рабочих. Передовые методы производства автомобилестроения, история и перспективы развития.

дипломная работа [2,6 M], добавлен 28.05.2013

Механизмы и системы двигателя автомобиля, техническое обслуживание. Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма. Механизм газораспределения, его составные части. Назначение системы питания. Устройство системы смазки и охлаждения.

контрольная работа [6,0 M], добавлен 18.07.2010

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т. д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

http://revolution. allbest. ru/transport/00260508_0.html

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ
  • ГАЗ-53
  • ГАЗ-66
  • ГАЗ-3307
  • ГАЗ-3308, 33081
  • ГАЗ-3309
  • ГАЗ-3310 Валдай
  • ГАЗ-2705 Газель

Автомобили ЗИЛ
  • ЗИЛ-130
  • ЗИЛ-131
  • ЗИЛ-4331

Автомобили КАМАЗ
  • КАМАЗ-4310, 43118, 43114
  • КАМАЗ-5320, 55111, 53212
  • КАМАЗ-65115, 6520, 65117
  • КАМАЗ-4308
  • Двигатель КАМАЗ-740

Автомобили МАЗ
  • МАЗ-5516
  • МАЗ-5551
  • Двигатель ЯМЗ-238

Автомобили КРАЗ
  • КРАЗ-255
  • КРАЗ-6510

Автомобили УРАЛ
  • УРАЛ-4320, 5557
  • Двигатель ЯМЗ-236
  • __________________
  • КАРТА САЙТА

Сервисное обслуживание системы смазки ЗИЛ-130

Система смазки двигателя ЗИЛ-130 смешанная: масло подается под давлением и разбрызгиванием (рис. 14). Охлаждается масло в радиаторе. Масляный насос — двухсекционный, шестеренный.

Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор.

Рис. 14. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-130

а — общая схема смазывания; б — подача масла в ось коромысла; в — смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилиндра; 1 — масляный насос; 2 — канал для подвода масла от насоса к фильтру; 3 — маслораспределительная камера; 4 — указатель давления масла; 5 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 6 — центробежный фильтр очистки масла; 7 — воздушный фильтр; 8 — компрессор, смазываемый разбрызгиванием; 9 — левый магистральный канал; 10 — трубка подвода масла для смазывания компрессора; 11 — трубка для слива масла из компрессора; 12 — шкив коленчатого вала; 13 — полости для центробежной очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый магистральный канал; 15 — маслоприемник; 16 — трубка подвода масла в масляный радиатор; 17 — кран выключения масляного радиатора; 18 — канал в стойке коромысла клапана; 19 — полая ось коромысла, 20 — отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндра

Редукционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса ЗИЛ-130, отрегулирован на давление 320 кПа (3,2 кгс/см2), не менее, и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую.

Перепускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 120 кПа (1,2 кгс/см2).

Рис. 15. Фильтр очистки масла двигателя ЗИЛ-130

1 — жиклер; 2 — прокладка; 3 — ротор; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — колпак ротора; 6 — сетчатый фильтр; 7 — вставка; 8 — колпак фильтра; 9 — ось; 10 — кольцо вставки; 11—стопорное кольцо; 12 — прокладка гайки; 13 — шайба гайки; 14 и 15 — гайки; 16 — гайка—барашек; 17 — упорная шайба; 18 — трубка оси; 19 — упорное кольцо шарикоподшипника; 20 — упорный подшипник; 21 — основание фильтра; 22 — перепускной клапан

Фильтр очистки масла системы смазки ЗИЛ-130 (рис. 15) — центробежный, с реактивным приводом (центрифуга), включен в смазочную систему последовательно.

Корпус 3 фильтра вращается под действием реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера 1.

Правильность вращения центрифуги проверяется на слух. После остановки двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться 2—3 мин, при этом слышен своеобразный звук.

Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 корпуса, на которых они откладываются, в результате чего образуется плотный осадок. Этот осадок удаляют при чистке центрифуги, одновременно со сменой масла в картере двигателя.

Для очистки центрифуги ЗИЛ-130 надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги в течение 20—30 мин. Затем рекомендуется выполнить следующее:

— отвернуть гайку 15 и снять кожух 8;

— вывернуть пробку в корпусе 21 и вставить в отверстие стержень, удерживающий корпус от вращения;

— отвернуть гайку 14 крышки ключом для завертывания свечей, снять крышку 5 корпуса вместе с гайкой 14;

— снять вставку 7 центрифуги и сетчатый фильтр 6;

— очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их, при сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах следует сменить сетчатый фильтр;

— очистить от грязи прокладку 2 кожуха.

Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца кожуха недопустимо, так как приводит к течи масла. Сборку проводить в обратной последовательности.

Сетчатый фильтр ЗИЛ-130 установить, как показано на рис. 15, отцентрировав его по буртику корпуса 3 центрифуги. Перед установкой кожуха необходимо проверить, легко ли вращается от руки центрифуга.

Гайку 15 крепления кожуха следует затягивать усилием, не превышающим усилия руки. Запрещается отвертывать гайку 16 на оси центрифуги и снимать корпус с оси для очистки от отложений грязи во избежание повреждения подшипников.

Только в случае неудовлетворительного вращения корпуса 3 на оси 9 необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку 16 на оси, снять шайбы и корпус 3 с оси и проверить состояние узла ось — втулка.

При снятии корпуса с оси нужно предотвратить выпадение упорного кольца 19
шарикоподшипника в корпус фильтра.

При засорении втулок следует промыть их в бензине или керосине. В случае засорения жиклеров 1 прочищать их нужно таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие.

Установку корпуса 3 на ось 9 проводят в обратной последовательности. После очистки и окончательной сборки проверяют вращение центрифуги на прогретом двигателе на слух.

Рис. 16. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-130

1 — воздушный фильтр; 2 — маслоуловитель; 3 — клапан; 4 — стакан пружины; 5 — пружина; 6 — шарик клапана; 7 — штуцер

Вентиляция картера — принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя через специальный клапан 3 (рис. 16), сообщающийся е внутренней полостью двигателя.

При работе двигателя ЗИЛ-130 о прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается вверх и уменьшает площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопроводе снижается, и клапан опускается вниз, открывая проходное сечение.

Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через маслоуловитель 2, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов.

Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр объединенный с маслозаливной горловиной. Очищать и промывать этот фильтр надо при смене масла в двигателе.

Масляный радиатор ЗИЛ-130 — воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя.

Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.

Проверка уровня масла в картере двигателя проводится по указателю, на котором нанесены три метки: «Долей», «Полно» и метка в виде прямоугольника выше метки «Полно».

Метка «Полно» показывает нормальный уровень масла в картере двигателя ЗИЛ-130, прогретого до рабочей температуры.

Уровень масла в картере нужно проверять перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути.

Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин пока стечет масло, вынуть и обтереть указатель уровня масла, вставить его до упора и, вынув вновь, определить уровень.

Если уровень масла ниже метки «Долей», эксплуатация автомобиля запрещается, и необходимо долить масло до метки «Полно».

При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и каналов в блоке цилиндров двигателя в картер дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя превышает метку «Полно».

Поэтому при проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный уровень должен быть не выше прямоугольной метки.

Превышение нормального уровня, соответствующего метке «Полно» на горячем двигателе или прямоугольной метке на холодном, не допускается! Периодичность замены масла в двигателе указана в карте смазывания.

Ремонт масляного насоса ЗИЛ-130

Масляный насос двигателя ЗИЛ-130 — двухсекционный, шестеренчатого типа. Верхняя секция насоса подает масло в масляную магистраль, а нижняя перекачивает масло через масляный радиатор.

Надежность и долговечность автомобильного двигателя в значительной степени зависят от работы системы смазки, которая выполняет ряд таких ответственных функций, как подача масла в достаточном количестве к трущимся поверхностям, восстановление в определенных пределах первоначальных свойств масла, охлаждение масла.

Масло, подаваемое к трущимся поверхностям, уменьшает трение, отводит тепло, выделяющееся при движении трущихся поверхностей и очищает эти поверхности от продуктов износа.

Кроме того, наличие масла в важнейших сопряжениях цилиндро-поршневой группы ЗИЛ-130 обеспечивает необходимое гидравлическое уплотнение цилиндра, препятствуя тем самым прорыву газов в картер.

Одним из важнейших параметров системы смазки двигателя является производительность масляного насоса, которая характеризуется количеством масла, проходящим через систему в единицу времени.

Производительность масляного насоса ЗИЛ-130 выбирают обычно с большим запасом, что необходимо для поддержания постоянного давления масла по мере увеличения зазоров в коренных и шатунных подшипниках.

Кроме того, этот запас производительности нужен для того, чтобы покрыть утечки масла внутри насоса через зазоры между шестернями и корпусом, которые возрастают по мере увеличения износов деталей во время эксплуатации.

Тем не менее в технических условиях на контроль и сортировку деталей двигателей различных марок не приводятся размеры деталей насосов (диаметр окружности выступов ведущей и ведомой шестерен, диаметр и глубина плоскостей под эти шестерни в корпусе насоса и др.), от которых зависят величины радиального и торцового зазоров.

В большей степени на производительность масляного насоса ЗИЛ-130 оказывает влияние увеличение радиального зазора.

При этом увеличение торцового зазора до 0,15-0,2 мм, а радиального до 0,10-0,12 мм не вызывает существенного уменьшения к. п. д. насоса, особенно на больших оборотах.

Во время эксплуатации двигателя по мере уменьшения сопротивления прохождению масла в системе смазки двигателя вследствие увеличения зазоров в подшипниках и других сопряжениях производительность насоса растет и количество масла, проходящего через систему смазки, увеличивается. Этим обеспечивается постоянство давления в системе смазки.

Чем меньше начальный запас производительности, тем быстрее наступает момент, когда этот запас будет исчерпан. Дальнейшее уменьшение сопротивления системы смазки приводит к резкому падению давления.

Такой случай часто встречается в практике капитального ремонта двигателей ЗИЛ-130. Из-за увеличения зазоров в подшипниках коленчатого и распределительного валов исправный насос при постановке на двигатель не развивает необходимого давления.

На ремонтных предприятиях в таких случаях прибегают к растягиванию пружины редукционного клапана, чтобы сместить точку открытия редукционного клапана в сторону большего давления.

Внешне все обстоит благополучно, а по существу такая регулировка вредна, так как значительно уменьшается или сводится на нет запас производительности, что неизбежно приводит к резкому падению давления в начале эксплуатации такого двигателя.

Долговечность масляного насоса больше, чем долговечность двигателя ЗИЛ-130. Поэтому при поступлении двигателей в ремонт нет необходимости полностью разбирать насосы, а достаточно провести контрольное вскрытие, чистку редукционного клапана и проверку параметров насоса на испытательном стенде и после испытания решить вопрос о дальнейшем ремонте.

Увеличение производительности насоса, а значит, и давления в системе после установки насоса на двигатель за счет растягивания пружины редукционного клапана приводит к значительному уменьшению запаса производительности и поэтому недопустимо. В связи с этим необходимо проверять жесткость всех пружин редукционных клапанов.

Увеличение зазоров между шестернями и корпусом насоса вызывает уменьшение объемного к. п. д. насоса на всем диапазоне оборотов. Несмотря на износ зубьев, шестерни можно повторно использовать, перевернув их так, чтобы зацепление осуществлялось неизношенной стороной.

При сколах на корпусе верхней секции масляного насоса ЗИЛ-130, проходящих через отверстия болтов крепления и захватывающих не более половины длины отверстия, корпус устанавливают и закрепляют в тисках и обрабатывают края дефектного участка под углом 45°.

После механической обработки корпус верхней секции медленно нагревают в электрической печи до температуры 600—650° С. Резьбовое отверстие М8 и дефектный участок фланца наплавляют.

Закрепив корпус на столе сверлильного станка, по кондуктору сверлят во фланце отверстие 0 6,7 мм напроход, снимают фаску 1,5Х45° и нарезают резьбу М8. При повреждении до двух ниток резьбу М8 кл. 2 исправляют метчиком.

При износе отверстия вала корпус верхней секции масляного насоса закрепляют в приспособлении. Отверстие диаметром 15 мм рассверливают до диаметра 18,8 мм напроход сверлом, закрепленным в патроне с качающейся оправкой, а затем развертывают.

Установив корпус верхней секции масляного насоса ЗИЛ-130 в специальную подставку, запрессовывают втулку, а затем деталь поворачивают хвостовиком вверх и запрессовывают вторую втулку заподлицо с основным металлом.

Корпус верхней секции с запрессованным хвостовиком устанавливают и закрепляют в приспособление, подрезают выступающий конец хвостовика с плоскостью.

Затем протачивают наверху «как чисто» стыки двух диаметров, развертывают отверстия. Изношенное отверстие вала масляного насоса восстанавливают гильзовкой. Следы износа на верхней и нижней плоскостях крышки масляного насоса устраняют шлифованием плоскостей «как чисто».

Параллельность плоскостей проверяют индикаторным приспособлением. Допустимая непараллельность плоскостей крышки масляного насоса равна 0,03 мм на длине 50 мм. Глубину разгрузочной канавки на верхней и нижней плоскостях крышки восстанавливают фрезерованием.

http://spezz. ru/zil_130_systema_smazki. html