Как почистить магнитную ленту катушечного магнитофона

ФЕРРИТОВЫЕ МАГНИТНЫЕ ГОЛОВКИ ДЛЯ ЗВУКОЗАПИСИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

В. САЧКОВСКИЙ, г. Санкт-Петербург

В первой части статьи рассмотрены конструкции ферритовыж магнитных головок, выпускаемых в СНГ серийно: указаны их параметры, отмечены особенности применения. В последующих частях описана технология изготовления головок, приведены дополнительные методики измерения параметров головок и рекомендации по регулировке магнитофонов с такими головками. Эти сведения будут полезны радиолюбителям и специалистам, занимающимся ремонтом и конструированием аппаратуры магнитной записи звука.

Эпоха доминирования кассетных магнитофонов, вероятно, подходит к концу. Однако учитывая экономические соображения и наличие у населения огромного количества фонограмм на компакт-кассетах, можно предположить, что в нашей стране она продлится и, по крайней мере, еще 15-20 лет кассетные магнитофоны будут служить своим владельцам.

На страницах «Радио» уже появлялись публикации, посвященные магнитным головкам (МГ) для звукозаписи [1, 2]. И все же информации, в частности о ферритовых МГ, к сожалению, явно недостаточно. За последние десять лет можно припомнить лишь несколько материалов о ферритовых головках, появившихся в [3,4,5]. Более того, в некоторых материалах [1,2] были допущены неточности, приводящие к серьезным проблемам при их использовании.

Автор попытался дать более полную информацию о ферритовых МГ, выпускаемых в настоящее время, и рассказать об особенностях их применения в кассетных магнитофонах.

Как под общим названием «металлические» МГ подразумеваются головки из разных материалов (пермаллой, сендаст, аморфные сплавы), так и под названием «ферритовые» (или «стеклоферритовые») МГ имеются в виду головки из разных материалов с различной технологией изготовления, что существенно влияет на их параметры и эксплуатационные свойства. Для отечественных МГ информация о материалах и технологии изготовления заключена в двузначном числе — номере модификации — после точки в условном обозначении МГ. Определенным технологиям и материалам соответствуют конкретные области номеров модификаций; это было стандартизовано еще в 70-х годах и, за редким исключением, действует сейчас (табл. 1), Зарубежные фирмы маркируют головки по самым разным (зачастую закрытым) внутрифирменным стандартам, поэтому необходимую информацию из обозначения зарубежной МГ извлечь практически нельзя.

Самое очевидное достоинство ферритовых МГ — их долговечность — определяется материалом рабочей поверхности. Различают ферриты поликристаллической и монокристаллической структуры. Поликристаллические ферриты, применяемые для изготовления МГ, получают либо по технологии горячего прессования — горячепрессованные ферриты (ГПФ), либо по технологии изостатического прессования (ИПФ) или «Oxostat». При изостатическом прессовании сжатие пресс-порошка происходит равномерно со всех сторон, при горячем же прессовании — только в одном направлении. В результате пористость ГПФ марки 10000 МТ-1 не превышает 0,5 %, а феррита марки 10000 МТ-2 (ИПФ) — не более 0,1%, Широко применяемый для изготовления стирающих головок прессованный (на стадии формовки) феррит М1500НМЗ ([1]) имеет пористость до 5 % и более. Пористость материала определяет не только износ самой МГ. но, что важнее, и износ рабочего слоя магнитной ленты (МЛ). Рабочая поверхность стирающих головок (для таких магнитофонов, как «Ор-бита-205») из обычного феррита с пористостью до 20 % представляет собой, по сути, «терку*, нещадно обдирающую рабочий слой МЛ (вспомните горки порошка на лентопротяжном механизме). Только в МГ типа 6С24.710 применен ИПФ, обеспечивающий малый износ МЛ (в [ 1) неточно указано, что материал получен горячим прессованием).

Монокристаллические ферриты (МКФ) получают, используя технологию выращивания искусственных рубинов и сапфиров по методам Вернейля, Чохральского или Бриджмана. Первые два метода более производительные, но кристаллы получаются менее качественные, поэтому чаще применяют метод Бриджмана J6, 7]. Выращивание кристалла (так называемой «були») весом 8 кг вместе с охлаждением занимает около 20 дней. Монокристалл является анизотропным материалом и при изготовлении МГ требует ориентации по кристаллографическим осям.

Характер износа рабочей поверхности из ГПФ или ИПФ и монокристалла весьма различен. На рабочую поверхность головки воздействуют абразивность МЛ, адгезия (прилипание) к МЛ, тепловое и элекростаическое воздействие фрикционного происхождения (особенно в аппаратах скоростной перезаписи), а также удары от микровключений в рабочем слое МЛ (характерно для отечественных и изношенных зарубежных МЛ). Если пермаллоевые головки, как наиболее мягкие, отказыеают вследствие изменения формы рабочей поверхности («пропиливаются»), сендастооые — от потери линейности кромок, заволакивания зазора под действием адгезии (рис. 1), то головки из ГПФ (в большей степени) или из ИПФ (в меньшей степени) изнашиваются за счет эрозии, выкрашивания зерен поликристалла. Размер зерен в ГПФ — 15. 30 мкм, в ИПФ — 10. 15 мкм. Эрозия происходит от воздействия электростатических сил, температурных микронапряжений и ударов микровключений по наиболее слабым участкам — границам зерен. На рабочем зазоре образуется «рытвина» шириной 10. .30 мкм. Единичные выкрашивания быстро переходят в массовые, и головка отказывает. При глубине зазора 60. 80 мкм восстановление таких головок затруднено. Кроме того, края «рытвин» царапают рабочий слой ленты, приводя к увеличению уровень шумов.

В отличие от головок на основе ГПФ и ИПФ износ головок из МКФ носит преимущественно абразивный характер, эрозия (т. е. вырыв частичек материала) практически не наблюдается. Вначале происходит износ более мягкого стекла, заполняющего зазор, образовавшаяся лунка обнажает кромки зазора, затем — «завал» кромок, приводящие к постепенному расширению эффективной ширины зазора. Важно, что головка на основе МКФ сохраняет поверхность магнитных лент зеркальной даже тогда, когда сама головка сильно изношена.

Кстати, последствия умеренного износа головок из МКФ легко устраняются без снятия с магнитофона путем прогона полировальной ленты (электрокорунд с зерном 10 мкм), нарезанной по ширине 3,81 или 6,3 мм. Такая лента выпускается многими заводами (в С.-Петербурге — ЛОМО, завод «Магнетон»). Время прогона — 1. 2 мин. При полировке снимается слой толщиной всего 2. 4 мкм, что полностью восстанавливает параметры МГ (при полировке через каждые 30 с проводится контроль АЧХ до полного ее восстановления). Благодаря этому МГ из МКФ можно изготавливать с глубиной зазора всего 40. 60 мкм. После прогона полировальной ленты имеет смысл несколько часов погонять магнитофон на малоценной ленте с повышенной абразивностью (Sound Breeze или ТАСМА МК 60-7) для финишной доводки поверхности.

Хорошо известно, что при работе магнитофона по 2 ч в день пермаллоевые головки отказывают через 1,5. 2 года, сен-дастовые — через 2. 2,5 года, МГ из ГПФ или ИПФ — через 2. 4 года. Для сравнения: МГ из МКФ служат 6. 10 лет, и притом легко восстанавливаются. В аппаратах скоростной перезаписи срок службы уменьшается пропорционально увеличению скорости и ежедневной наработки, кроме МГ из ГПФ или ИПФ, которые отказывают быстрее (особенно головки записи). Неожиданная особенность: головки из МКФ с лентой МЭК II (СгОг) обычно работают дольше, чем с лентой МЭК I (y-Fе2О3). На рис. 2 показан характер разрушения зазора образца головки ЗД24.712 из ГПФ 10000 МТ-1 после 1000 ч наработки, а на рис. 3 — зазор головки 6В24.710 из МКФ после 5000 ч наработки. Рядом (снизу) виден изъеденный эрозией межканальный экран из ГПФ.

Электромагнитные параметры головок приведены в табл. 2. По головкам ЗД24.012 (ПО ЭВТ, г. Пенза) и 6А24.510 и 6В24.510 (г. Ереван) даны паспортные данные, по остальным — реальные, измеренные на большом количестве головок. Приведены условия измерения в соответствии с [8]. Коэффициент шунтирования Кш характеризует потери в магнитной головке и рассчитывается по формуле

где Е — электродвижущая сила (ЭДС) реальной головки, мВ; Енд — ЭДС головки без потерь, мВ.

Енд = 2п• f •Ф0•h •W• 10 3 .
где f — частота измерения, Гц;
Ф0 — эффективное значение магнитного потока короткого замыкания на 1 м ширины дорожки по [9], Вб/м;

h — ширина дорожки, м;
W — число витков.
Подставляя значения, получаем для кассетных магнитофонов при f=315 Гц, Ф0 = 250 нВб/м, h = 0,6 мм, W = 1000 витков
Eнд = 2,97 • 10 -4 В; а для катушечных магнитофонов при h = 0,94 мм
Eнд = 4,6 • 5-10 -4 B.

Амплитудно-частотная характеристика воспроизведения (АЧХВ) головки без потерь, Dpнд дБ, рассчитывается по формуле

Dpнд = 20lg(fизм Jf) + Nизм

где fизм — номинальная частота измерения АЧХВ, Гц (верхняя частота);

f — опорная частота, равная 315 Гц;

Nизм — относительный уровень записи на номинальной частоте измерения по [9]. дБ.

В табл. 2 не приведены данные по стирающим головкам (ГС). Это связано с тем, что параметры ГС для катушечных магнитофонов приведены в [1], а отечественные ГС для кассетных магнитофонов не представляют интереса, поскольку изготавливаются из прессованного феррита и нещадно обдирают ленту. Кроме того, эти головки не работают с лентой МЭК IV («Metal»). Качественное размагничивание таких лент — тема отдельной статьи.

Есть особый класс стирающих головок, применяемых в дешевых зарубежных аппаратах, — головки на постоянном магните. Сердечник из высококоэрцетивного феррита намагничивают по специальному закону, получая знакопеременное спадающее магнитное поле. Число полюсов от трех до десяти и более. Качество стирания невысокое: повышенные шумы и нелинейные искажения. У нас такие головки используются в магнитофонах «Электроника-402С», «Электроника 331С» и их модификоциях (производство в г. Зеленограде и г. Воронеже).

Что же касается головок для записи и воспроизведения, то завод «Магнетон» (г. С.-Петербург) выпускал их с магнитопроводом как из ГПФ или ИПФ, присваивая им индекс «П», так и из МКФ с индексом «М». С середины 80-х годов по результатам испытаний головки выпускаются только из МКФ. ПО ЭВТ (г. Пенза) выпускало головки из ГПФ 10000 МТ-1 (феррит производства завода «Магнетон»). Ереванский завод выпускает головки из ГПФ собственного изготовления. Ферритовые головки, поступающие на наш рынок из-за рубежа, практически все, даже считающиеся высококлассными (Hitachi, Sony, JVC), изготовлены из ГПФ или, в лучшем случае, из ИПФ.

Ферритовые головки (табл. 2) изготавливаются по двум конструктивным схемам (рис 4,5): с «П»-образным и с линейным замыкателями. Первая конструкция имеет больший объем перемагничиваемого материала, чго приводит к повышенной нелинейности воспроизведения сигналов с малым уровнем записи («фер-ритовому звуку»), но зато позволяет разместить обмотку с большим числом витков. Применяется в головках для катушечных магнитофонов. Вторая же конструкция (рис 5) обеспечивает хорошую линейность при воспроизведении, но число витков при этом ограничено размерами окна под обмотку и внешними габаритами МГ. Одно время считалось, что при такой конструктивной схеме невозможно получение приемлемой величины ЭДС МГ. Однако проведенный автором детальный расчет магнитной цепи по уточненной методике выявил область конструктивных параметров, в которой МГ по такой схеме конкурентоспособны. Это позволило впервые создать ферритовые МГ для кассетных магнитофонов, отличающиеся отсутствием «ферритового звука» при воспроизведении.

ЛИТЕРАТУРА
1. Полов Ю. Магнитные головки катушечных магнитофонов. — Радио, I989, ╧ 12, с. Я4
2. Сухое Н. Магнитные головки для кассетных магнитофонов, — Радио, 1995, ╧5, с. 15 — 17.
3. Мелешкин Н. Замена магнитной головки. — Радио, 1988. ╧ 10, с. 36.
4. Колотило Д. Восстановление магнитных головок. — Радио. 1988, ╧ 11, с. 38.
5. Федичкин С. ПолоцОЙ транзистор во входном каскад» малошумящего УЗЧ. — Радио, 1988. ╧ 10. с. 30.
6. Смит Г. Драгоценные камни. — М.: Мир, 1984. с. 186—195.
7. Лодиз Р., Паркор Р. Рост монокристаллов — М.:Мир. 1974.
8. Головки магнитные для звукозаписи. Общие технические условия. ГОСТ 19775-8/. — М.: Госкомстандарт.
9. Ленты магнитные измерительные лабораторные и технологические для бытовых и автомобильных магнитофонов. Общие технические условия. ОСТ4.306.О02-86. — М.: ВНИИ.

Источник: http://www. chipinfo. ru/literature/radio/199803/p16-18.html

Как почистить магнитную ленту катушечного магнитофона

Победоносное шествие магнитофонов началось в годы Второй Мировой войны.

Катушечный магнитофон, 1930 год

В фильмах «Семнадцать мгновений весны» и «Вариант «Омега»» магнитофоны играют далеко не второстепенную роль. И хотя существование в 1945 году миниатюрных диктофонв, подобных тем, что Штирлиц возил на встречу с Борманом, можно поставить под сомнение, в остальном авторы фильмов достаточно точно отобразили роль магнитофонов в той войне. А уже после войны появляются и первые бытовые магнитофоны, в том числе и в Советском Союзе.

Студийный магнитофон «МАГ-2». ВНАИЗ, модель 1947 года

В нём применялась первая отечественная магнитная лента типа «МЛ». Для меньшего износа магнитных головок при записи или воспроизведении магнитную ленту заправляли по-разному. Скорость протяжки магнитной ленты 45,6 см/сек. Диапазон рабочих звуковых частот на линейном выходе — 50. 7000 гц. Нелинейные искажения 1%.
В Советском Союзе первый бытовой магнитофон «Днепр» был выпущен в 1947 году. Но тогда из-за дефицита и дороговизны мало кто мог позволить себе такую роскошь дома, в основном, магнитофонами владели разные организации. Этот магнитофон обладал очень скромными (с сегодняшней точки зрения, конечно) характеристиками, был однодорожечным, с очень большим расходом ленты из-за высокой скорости.
К 1950 году запись на магнитную ленту уже существовала, но для простого населения страны была недоступна из-за высокой цены. Первой попыткой сделать магнитную запись доступней стал выпуск магнитофонной приставки »МП-1» в начале 1954 года. Она была проста по устройству и могла работать совместно с любым типом радиоаппаратуры для проигрывания пластинок. С 1950 года заводом »Эльфа», правда, уже серийно выпускалась подобная модель в составе радиограммофона »Эльфа-6-1», но она была весьма дорогой и имела существенный недостаток — скорость движения ленты была непостоянна и зависела от величины рулона приёмной катушки. Магнитофонная приставка »Волна», как и предшественники, совмещала в себе простоту конструкции и электрической схемы, имела ряд достоинств и недостатков, но главное, скорость перемещения ленты была уже постоянной.

Магнитофонная приставка МП-2, 1950-е годы

Слева блок электроники, в центре — механизм с магнитными головками, справа — микрофон МД-41. Применялась совместно с электропроигрывателем, при скорости 78 об/мин обеспечивала скорость ленты 19,05 см/с.

Магнитофонная приставка — «Волна» (Звукозаписывающий аппарат).Начало выпуска 1955 год

Приставка не имела электродвигателя, для ее привода использовался диск проигрывателя грампластинок, с которым приставка и эксплуатировалась. Схема содержала одну радиолампу, которая выполняла функции генератора стирания и подмагничивания, корректирующего усилителя записи и предварительного усилителя сигнала. Все остальные функции выполнял базовый аппарат, к которому приставка подсоединялась через специальный разьём. Такой разьём можно было установить на аппарат самому, он придавался в комплект приставки, а некоторые серийные аппараты уже имели подобные разьёмы, например, радиолы »Эстония-55», »Казань».
Запись на ленту двухдорожечная, осуществляется переворачиванием и перестановкой катушек. Диапазон записываемых/воспроизводимых звуковых частот приставки на скорости 78 об/мин. составляет 100. 7000 Гц, на 33 об/мин — 100. 3000 Гц. Приставка не имела собственого блока питания поэтому через разьём получала необходимое анодное напряжение и напряжение накала также от базового аппарата, потребляя мощность около 1,5 Вт. Режимы перемоток в приставке отсутствовали. Стоила магнитофонная приставка 300 рублей по курсу 1955 года (то есть 30 рублей в послереформенных ценах).

Но прогресс не стоит на месте. За первым «Днепром» появились последующие модификации, с гораздо лучшими характеристиками, со стандартными скоростями ленты.

Магнитофон предназначен для однодорожечной записи. В магнитофоне имеется ускоренная перемотка ленты в одном направлении. Скорость движения магнитной ленты 19,05 см/сек. Время записи, при ёмкости катушек 500 метров 44 минуты. Диапазон частот записи 100. 5000 Гц. Относительный уровень шумов -35 дБ. КНИ 5%. Размер аппарата 518х315х330 мм. Вес 28 кг.

«Днепр-3» вид изнутри.

«Днепр-9» стал уже двухдорожечным, имел очень неплохую акустическую систему в деревянном корпусе. Последующие модели этого семейства долгое время были мечтой тогдашних меломанов, так как обладали очень хорошими характеристиками при сравнительно невысокой цене.
Один из первых советских двухдорожечных магнитофонов. Использовал стандартные катушки «номер 18» объемом 350м (лента на ацететной основе толщиной 55 мкм), что обеспечивало продолжительность записи 30 минут при скорости 19,05 см/с. Диапазон частот 70-8000Гц, выходная мощность 2.5 Втт. Вес 28 кг, цена 120 руб.

Катушечный ламповый магнитофон 2-го класса «Мелодия МГ-56», 1956 год.

Магнитофон »Мелодия МГ-56» предназначен для записи или воспроизведения звуковых программ на магнитной ленте типа 2 с катушками № 18. Запись звука двухдорожечная. Скорость протяжки 9,53 и 19,05 см/сек. Диапазон ЗЧ канала записи-воспроизведения на большей скорости 50. 10000 гц, на меньшей — 100. 6000 гц. Номинальная выходная мощность на двух громкоговорителях 2ГД-3 около 2 вт. Магнитофон имеет индикатор уровня записи, схожий с ним по оформлению указатель метража магнитной ленты, кнопку пауза, регуляторы тембра НЧ и ВЧ, устройство выключения в конце рулона ленты. Всевозможные переключения в магнитофоне осуществляются с помощью реле и электромагнитных муфт. Управление аппаратом кнопочное. Размеры — 420х420х210 мм. Полная масса 24 кг. Цена магнитофона после денежной реформы 1961 года 290 рублей.

Магнитофон »Мелодия МГ-56»

Дисковый специальный магнитофон «МАГ-Д1» (П-181). Модель 1957 года

Скорость вращения диска при записи и воспроизведении переменная от 35 до 100 об/мин. Время записи на максимальной скорости около 1,5-2 минут. Диапазон рабочих частот переменный и меняется от 300. 5000 гц в начале диска до 300. 3000 гц в конце. Смысл применения диска — обеспечить быстрый доступ и повторное проигрывание любого места записи.

Также были разработаны переносные магнитофоны с автономным питанием (репортажные). С целью экономии батарей они приводились в движение заводимой рукояткой пружиной (как патефоны)

Репортёрский магнитофон — «МИЗ-8». Модель 1953 года.

»МИЗ-8» это первый отечественный репортажный переносной, с автономным питанием магнитофон с пружинным приводом, «граммофонного типа». В магнитофоне применено две головки, стирающая и универсальная, для записи-воспроизведения. Собран аппарат на трёх радиолампах. Питание осуществляется от двух батарей (отсек слева). Диапазон записываемых и воспроизводимых частот на линейном выходе 200-5000 Гц. Скорость протяжки ЛПМ 26 см/сек. Время однодорожечной записи — 15 минут. Размеры магнитофона 350х246х177 мм, вес 7,2 кг

В 1954 году Киевский завод аппаратуры начал выпуск бытового портативного магнитофона »Днепр-8», созданного на основе модели »МИЗ-8». В бытовой модели применялись катушки меньшего размера, вмещающие 100 метров магнитной ленты, скорость её протяжки также была снижена

Настольный ламповый катушечный магнитофон «Гинтарас». Вильнюсский электротехнический завод «Эльфа». 1960 год.

Магнитофон »Гинтарас» (Эльфа-19) предназначен для записи и воспроизведения двухдорожечных фонограмм, на скорости 19 см/сек. При ёмкости катушек 350 метров продолжительность записи/воспроизведения — 2х30 минут. Диапазон рабочих частот магнитофона на линейном выходе 50. 10000 Гц, а воспроизводимых через громкоговоритель 1ГД-9, установленный в акустической системе аппарата — 120. 8000 Гц. Выходная мощность усилителя НЧ — 1 Вт. Имеется ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Габариты магнитофона 385х346х180 мм, его масса 15 кг.

Настольный катушечный магнитофон «Айдас» (Эльфа-20). Магнитофон производился с 1962 по 1966 год.

«Айдас» в переводе с Литовского означает «Эхо». В магнитофоне »Айдас» применена двухдорожечная система записи на магнитную ленту типа 2 или 6. Скорость движения ленты 19,05 см/сек. Магнитофон комплектуется кассетами №15 ёмкостью 250 метров ленты, длительность записи на
двух дорожках около 45 мин. Диапазон записываемых и воспроизводимых магнитофоном частот по электрическому тракту 40. 12000 Гц при работе с лентой типа 6, на ленте типа 2 — диапазон несколько уже и составляет — 50. 10000 Гц. Номинальная выходная мощность усилителя магнитофона 1 вт, при коэффициенте искажений на линейном выходе не более 3%, на эквиваленте громкоговорителя 6%. Уровень шума не хуже 40 дб, детонация 0,4%. Размеры магнитофона 400х300х186 мм, вес 12 кг. В
1965 году электрическая схема и ЛПМ магнитофона были модернизированы, а в 1966 году он модернизирован в »Айдас-9М».

В 1960 году Великолукский радиозавод осваивает выпуск самого доступного «народного» магнитофона «Чайка» — его цена в послереформенных рублях составляла всего 105 рублей! Дешевле были только приставки «Нота» и «МП

Магнитофоны «Чайка» и «Чайка-М». Производство с 1960 и 1964 года соответственно. Внешне модели идентичны.

Скорость ЛПМ 9,53 см/сек. Катушки вмещают 240 метров магнитной ленты. Запись 2-х дорожечная, длительность записи 40 минут. При использовании ленты типа 2 или СН, усилитель воспроизводит полосу звуковых частот 40. 6000 Гц. Выходная мощность усилителя нч на громкоговорителе 1ГД-18 — 1 Вт. Магнитофон собран на 4 лампах. Корпус у магнитофона деревянный, из гнутой фанеры, облицован синтетическим пластиком. Габариты магнитофона — 340х270х180 мм, масса 12 кг. Магнитофон »Чайка-М», выпускавшийся с начала 1964 года, имеет незначительные отличия в электрической схеме и конструкции по сравнению с базовым магнитофоном »Чайка», качество звучания несколько улучшено, при использовании ленты типа 2 или СН магнитофон воспроизводит полосу частот 40. 10000 Гц.

«Яуза-10», первый советский стереофонический магнитофон (стоивший в 60х годах почти 400 рублей — немалая по тем временам сумма). Специально для этой модели были разработаны узлы, ранее не применявшиеся в отечественной бытовой технике: счетчик метража ленты, сдвоенные регуляторы, переключатель дорожек. К сожалению, судьба этой модели сложилась не очень удачно: из-за высокой цены и отсутствия в середине 60х годов качественных источников стереосигнала уже к 1968 году выпуск «Яузы-10» был свернут: потребителю не было смысла покупать столь дорогостоящий аппарат, возможности которого он не мог использовать.
Запись велась на две дорожки (левый и правый каналы), кроме того, допускалось проведение монофонической записи, что позволяло использовать четрые дорожки на одной катушке ленты (250 метров). На скорости 19,05 см/с при диапазоне частот 40-15000 Гц обеспечивалась длительность записи на одной дорожке 22 минуты. Комплектовался двумя выносными акустическими системами (праый и левый каналы), кроме того, имел два встроенных динамика. Вес магнитофона 14,5 кг, акустических систем 4.5 кг.

Магнитофон «Весна», выпущен в 1963 г.

Портативный переносный аппарат, работавший как от батарей (10 штук типа 373), так и от сети переменного тока через внешний выпрямитель. Скорость ленты 9,53 см/с, использовались катушки «номер 10» объемом 100 м, что обеспечивало 17 минут на дорожке. Диапазон частот 100-6000 Гц. Вес с батареями 5,5 кг, цена 150 руб.

Переносный магнитофон «Мрия». Выпущен в 1967 г.

Полупрофессиональный однодорожечный магнитофон выпуска 1953 г. Применялись катушки емкостью 500м, при скороcти 19,05 см/с длительность записи составляла 43 мин. Рабочий диапазон 50-10000 Гц, выходная мощность 2,5 Вт, вес 52 кг, цена 365 руб.

Магнитофон «Маяк 201» моно

Большое распространение получили магнитофоны семейства «Маяк» (помимо первой моно модели 201, в дальнейшем выпускались стереофонические 203 и 205), «Юпитер», «Ростов», «Орбита», а уже в начале 80х годов появились полупрофессиональные модели «Электроника ТА-001» и его «родственник» по классу «Олимп». Эти аппараты обеспечивали практически студийное качество и допускали использование ленты на катушках вплоть до 22го номера и были мечтой «подпольных» музыкантов конца 70х — начала 80х годов. Многие впоследствии известные исполнители и группы поначалу «писались» именно на «Олимпы».

Стереофонический магнитофон II класса, обеспечивавший диапазон частот 40-16000 Гц при скорости 19,05 см/с, имел встроенный двухканальный усилитель выходной мощностью 7 Втт на канал, комплектовался двумя двухполосными акустическими системами в деревянном корпусе. Весил 15 кг.

И ещё немного фотографий старых катушечных магнитофонов.

Источник: http://go2load. com/10996-katushechnye-magnitofonoy-sssr. html

Как почистить магнитную ленту катушечного магнитофона

на Молоток. ру постоянно есть в продаже катушечники, и даже импортные

Спосибо за эти фотографии, я тоже занимаюсь этими аппаратами,
они для меня словно наркотик. Мой первый магнитофон был САТУРН — 202, досихпор рабочий, начял заниматься этим примерно с 12 лет теперь в моей колекции есть такие мафоны как САТУРН 4 ШТУКИ 2 Вертикаль-
ных 2 Горизонтальных, СОЮЗ МК 110 — С1, НОТА 203-1, ИССЫК-КУЛЬ
МПК 101 — 1С HI-FI, ЮПИТЕР МК 106С, ДАЙНА какого класса точно не помню но он старый горизонтальный наверно еще и ламповый и АЛЬФА
2 класса. Фотографий я не делал както не до этого было. Каатушек у
меня кстати тоже не мало, гдето 50 шт врать не буду точно, не знаю давно не щетал

Александр из Киева тоже не совсем точен. По ГОСТ 17204-71 магнитные ленты маркируются так:
Первый элемент — буква, обозначающая назначание ленты: А — звукозапись, Т — видеозапись, В — вычислительная техника, И — точная запись.
Второй элемент — цифра от 0 до 9 — материал основы: 2 — диацетилцеллюлоза, 3 — триацетилцеллюлоза, 4 — полиэтилентерефталат (лавсан).
Третий элемент — цифра (от 1 до 9), толщина ленты: 2 — 18 мкм, 3 — 27 мкм, 4 — 37 мкм, 6 — 55 мкм, 9 — свыше 100 мкм.
Четвертый элемент — цифровой (от 01 до 99), обозначающий номер технологической разработки.
Пятый элемент — численное значение ширины ленты в миллиметрах.
После пятого элемента применяется дополнительный буквенный индекс: П — для перфорированных лент (используются в кинопроизводстве), Р — для профессиональных лент, используемых в радиовещании и студийной записи, Б — для лент к бытовым магнитофонам.

Конечно, ленты с индексом «Р» — лучше бытовых по всем показателям, но и требуют другого построения тракта и его настройки. Лучшие свои свойства они проявляют на скорости 38 см/сек.

Нет знаменитого студийного «Тембра». «Илети» и » Дайны». А подборка класс!

Источник: http://savok. name/144-magnitofon. html

Великое изобретение датчанина Вальдемара Паульсена

Великое изобретение датчанина Вальдемара Паульсена

100 лет магнитофону. Недавно и так давно.

«Пошью костюм с отливом,
куплю шляпу,
возьму магнитофон – и в Ялту».
(Реплика героя Савелия Крамарова
из кинофильма «Джентльмены удачи»).

Грампластинка – хороший хранитель звуковой информации. Если бы в свое время были сделаны записи певцов Энрико Карузо или Федора Шаляпина на современных пластинках, то сейчас мы могли иметь возможность услышать неповторимые голоса певцов во всем их блеске. Механический способ записи и воспроизведения звука хорош только в стационарных условиях. Этот способ получения звука позволяет даже воспроизвести беседы, которые вели великие художники при рисовании картин. Дело в том, что когда художник наносит на холст краску и одновременно произносит какие-либо слова, то на краске остаются следы от звуковых волн. При увеличении на мазках можно увидеть поперечные волнообразные неровности. Это и есть застывшие звуковые волны.

В опытах по воспроизведению реальных звуков прошлого, ученые использовали звуковоспроизводящую аппаратуру с пьезоэлектрическим датчиком, в качестве которого использовался обычный адаптер (звукосниматель). Результаты опытов подтвердили принципиальную возможность воспроизведения таких звуков. Невзирая на высокое качество звуковых фонограмм, механическая запись не смогла составить конкуренцию другим способам, в частности магнитным, в радиовещании, репортерском деле, прослушивании фонограмм в движущемся транспорте и так далее.

Появление магнитной записи звука тесно связано с возникновением фонографа и зарождением радиоэлектроники. Через 11 лет после появления фонографа, 8 сентября 1888 года в американском техническом журнале «The Electrical World» появилась статья инженера Оберлина Смита, которая была посвящена усовершенствованию конструкции фонографа Томаса Эдисона. Статья могла пройти незамеченной, если бы в ней не были предложены прогрессивные идеи, касающиеся записи звука.

Оберлин Смит изложил новый принцип записи звука – магнитный. В качестве носителя он предложил хлопчатобумажную нить, пронизанную стальными опилками. Стальные опилки по мысли автора должны были намагнититься вблизи проводов микрофонной цепи. При этом отдельные частички должны были «магнитно» запечатлеть определенную фазу электрического волнообразного процесса. Автор сомневался в использовании сплошной стальной ленты, думая, что «едва ли она разделится на отдельные магниты». Смит не указал способа воспроизведения магнитной фонограммы и не создал никакой действующей конструкции аппарата для магнитной записи звука. Он лишь ограничился статьей и не предпринял никаких попыток по практической реализации своих идей. Благодаря только одной этой статье Смит остался в истории науки и техники, и когда разговор заходит о появлении магнитофона, о нем обязательно вспоминают.

Прошло еще десять лет прежде, чем идеей магнитной записи звука заинтересовался, теперь уже в Дании, 29-летний лаборант технического сектора телефонной станции Копенгагена Вальдемар Паульсен (Valdemar Poulsen). В отличие от Смита, он не ограничился высказыванием идей, а предпринял попытку их реализовать и разработал конструкцию аппарата для магнитной записи звука. 1 декабря 1898 года он запатентовал свое изобретение. Аппарат Паульсена получил название «телеграфон». Заметим, что датский изобретатель вошел в историю техники не только с телеграфоном, но и благодаря другим своим изобретениям в области радиотехники, например, он придумал генератор незатухающих колебаний для радиосвязи.

Телеграфон представлял не что иное, как электромагнитный фонограф. Конструкция телеграфона действительно в некоторой мере напоминала популярный в то время звуковоспроизводящий аппарат. Такой же вращающийся цилиндр, но без слоя воска, вместо него была навита тонкая стальная струна диаметром 0,5 мм, в первых моделях использовалась обычная струна от фортепьяно. На эту струну и производилась запись звука. Цилиндр вращался с помощью часового механизма, записывающая головка (электромагнит) двигалась вдоль витков со скоростью 2,1 м/с. Для 40 минут записи звука необходимо было 6 000 метров проволоки. Телеграфон воспроизводил записи в диапазоне частот 150 – 2 500 Гц. Запись стиралась обычным сильным постоянным магнитом. Для этого необходимо было только провести им по проволоке. В настоящее время в Венском музее искусства и ремесел имеется действующий телеграфон и посетители могут послушать записанную на стальной проволоке информацию.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Вальдемар Паульсен именно за конструкцию телеграфона получил Гран-При. В течении нескольких лет изобретатель оформил патенты на свое изобретение еще в 12 странах, кроме Дании, в том числе в России и США. В 1901 году Паульсен создал новый аппарат, который по конструкции значительно отличался от предшественника и уже имел основные черты современных магнитофонов. Для записи использовалась стальная лента шириной 3 мм и толщиной 0,05 мм. Лента сматывалась с одной бобины и наматывалась на другую, проходя мимо записывающей и воспроизводящей головок. Запись прослушивалась на телефонных трубках.

Окрыленный успехом, Паульсен решил приступить к производству магнитофонов. В 1903 году при финансовой поддержке американских бизнесменов возникла Американская телеграфонная компания (American Telegraphone Company), которая начала производство диктофонов. В начале продажа продукции шла неплохо и пользовалась успехом. Развернувшаяся конкурентная борьба между первыми магнитофонами и граммофонами не принесла первым победы, она к ним пришла только во второй половине 20 века. А в тот период, невзирая на все усилия Паульсена, созданные им несколько фирм обанкротились и прекратили свое существование. Производство магнитофонов было приостановлено на много лет.

Покупатели отдавали предпочтение граммофонам, так как они давали более громкий звук. Усилить слабый электрический сигнал, воспроизводимый телефонным наушником, было нечем, еще не была изобретена усилительная лампа – триод Ли де Фореста. Наступивший магнитофонный кризис, продлился до начала 1920-х годов. Оживление рынка магнитофонов началось с появлением первых ламповых усилителей. Дальнейший прогресс в этой области растянулся на многие десятилетия и пошел в направлении создания: новых магнитных лент; воспроизводящих, записывающих и стирающих головок; лентопротяжных механизмов и так далее.

Несмотря на несовершенство тогдашних магнитофонов, от них не отказывались. На проходившем в Копенгагене в 1916 году Международном конгрессе доклады записывались на магнитофон, в котором в качестве носителя информации использовался стальной провод. Для записи докладов, составивших в сумме 14 часов, понадобилось 2 500 км провода общим весом 100 кг. Некоторое время в радиовещании применялась записывающая аппаратура с использованием ленты из нержавеющей стали. Хотя стальная лента и проволока имели некоторое преимущество по сравнению с другими носителями звука, со временем они вышли из употребления и сегодня практически не используются. Поиски оптимального носителя звуков продолжались много лет. Были опробованы биметаллические звуконосители. В них на немагнитную основу (латунь, бронза) гальваническим способом наносился ферромагнитный слой. Эти ленты также со временем вышли из употребления, так как не обладали хорошими магнитными свойствами.

Магнитные фонограммы еще не могли конкурировать с грампластинками. Магнитофоны были тяжелыми, при воспроизведении давали очень слабый звук, который можно было услышать только на телефонные наушники. Так, магнитофон фирмы Маркони весил несколько сотен килограммов, а стальная лента в нем наматывалась на бобины диаметром 0,5 мм и при обрыве соединялась электросваркой. В немецком учебнике по электротехнике того времени отмечалось: «Этот интересный аппарат не может считаться введенным в практический обиход, но его точное и удивительно чистое воспроизведение звуков позволяет рассчитывать, что телеграфон не останется простым курьезом…»

Новый интерес к магнитофону начал возрастать только с появлением мощных усилителей на электронных лампах. Уже в 1920-х годах американский флот применял магнитофон для ускорения передачи и приема радиотелеграфных сообщений. Несколько позже магнитофоны начали изготавливать в Германии и Англии. Для записи по прежнему использовалась стальная лента, которой пользовался еще Вальдемар Паульсен. Никто пока не осмеливался отказаться от этого типа звуконосителя.

Значительный толчок могла получить магнитная запись после появления в 1925 году советского патента инженера И. И. Крейчмана на гибкую ленту, сделанную из пластмассы и покрытую магнитным порошком. Но, к сожалению, это изобретение прошло незамеченным. Важный шаг вперед сделал немецкий исследователь доктор Пфлеумер благодаря изучению патента Паульсена. В этом патенте он нашел указание на то, что запись можно вести не только на провод и ленты, но и на диски, покрытые намагниченным порошком. Пфлеумер провел исследования по поиску приемлемых магнитных носителей звука. Сначала он сделал попытку заменить стальную ленту бумажной, которая была покрыта магнитным материалом, и получил обнадеживающий результат. Затем он перешел на более удобные, пластмассовые ленты. Начиная с 1932 года, этот тип лент быстро совершенствовался. И уже в 1935 году в Германии на радиовыставке была продемонстрирована совместная разработка фирм АЕК и «ИГ Фарбениндустри» промышленных образцов пластмассовых магнитных лент. Лента произвела сенсацию, так как стоила в 5 раз меньше металлической и обладала хорошими свойствами, такими, как отличные магнитные свойства, простота склеивания, удобный монтаж записи, незначительный вес и дешевизна. Началось постепенное вытеснение металлических звуконосителей пластмассовыми. Наметившиеся успехи в магнитной записи звука особый интерес вызвали у военной разведки. И не удивительно. Что может быть лучше магнитофона для фиксации радиоперехвата и подслушивания телефонных разговоров?

Преимущества пластмассовых лент позволили им дожить до сего дня. В настоящее время опять вспомнили о бумажной магнитной ленте, находившейся в долгом забвении. Во Франции разработали диктофон, в котором используется бумажная лента с магнитным покрытием. На ленту шириной 12 см и длиной 30 м, намотанную на бобину, можно записать несколько сотен страниц текста. Преимущества такого звукоснимателя заключаются в том, что на ленте можно делать письменные пометки, разрезать ее на страницы и производить хранение в обычных папках.

Магнитофоном был назван аппарат для магнитной записи звука, который выпустила фирма AЕG в 1935 году. В конструкции использовался ряд новшеств: ферромагнитная лента, кольцеобразные головки и применялось высокочастотное подмагничивание и стирание. Это название оказалось настолько удачным, что употребляется в нашей лексике до сих пор. До этого в разных странах аппарат для магнитной записи звука называли своему. На его родине, в Дании, а также США – телеграфоном, Германии – диалиграф, текстофон и сталь-тон-машина.

В Германии успешно занимались не только созданием новых магнитофонных лент, но и головок. Немецкий инженер Е. Шюллер в 1938 году разработал и внедрил в производство новый тип функциональных кольцеобразных головок. В появившихся магнитофонах с новыми кольцеобразными головками для выполнения каждого этапа создания магнитной фонограммы использовалась специально разработанная головка (записывающая, воспроизводящая и стирающая).

В то время как в Европе интерес к разработкам в области магнитной записи звука все возрастал, в Новом Свете конструированием магнитофонов почти не занимались вплоть до 1937 года. Крупные фирмы, производившие радиоэлектронную продукцию, словно сговорились не обращать внимание на перспективную область электроники. Только в исследовательской лаборатории отца современного телефона Александра Белла уделяли этой проблеме некоторое внимание. Ситуация стала резко меняться после того как в 1940 году в чикагской бесприбыльной исследовательской организации Armor Rese arch Fundation молодой инженер Кармас разработал новые покрытия для магнитофонных пленок. Это дало возможность понизить скорость движения пленок в магнитофоне с 76 см/с до 19 и 9,6 см/с.

В России первые ленточные магнитофоны появились в 1942 году. Это был магнитофон типа «СМ-45», работавший на ферромагнитной ленте. После войны начали производиться модели серии «МЭЗ» для радиовещания и студийные «РМС-16». В 1949 году в Киеве был выпущен первый отечественный массовый бытовой магнитофон «Днепр».

Магнитофон типа «МЭЗ»

В 1944 году, когда казалось, что пластмассовые носители звука окончательно потеснили металлические, в США вспоминают о первоначальной идее записи звука Вальдемара Паульсена. Американский журнал Electronics помещает описание магнитофона с использованием металлической ленты. Конструкция аппарата была разработана в Национальном бюро стандартов. Для работы аппарата использовалась лента из специального стального сплава, которая двигалась между двумя записывающими и двумя стирающими головками. Лента имела толщину около 0,075 мм, ширину 3 мм и скорость движения около 1,5 м/с. Это была, пожалуй, одна из последних конструкций магнитофонов, рассчитанных на использование металлических лент.

В это же время, не обращая внимание на то, что только окончилась вторая мировая война, в разрушенной Германии продолжают вести исследования по совершенствованию принципа магнитной записи звука. И не безуспешно. На немецком радиовещании устанавливается магнитофон, работающий на пластмассовой ленте, на которую нанесен слой оксида железа. Скорость движения ленты составляла 80 см/с, что позволяло записывать частоты звука до 10 000 Гц. Лента имела толщину около 0,05 мм и ширину 5 мм. Совершенствование конструкций магнитофонов продолжалось не только в направлении создания новых носителей звука, но и в разработке перспективных механизмов протяжки ленты. В 1947 году появился магнитофон, в котором механизм протяжки ленты имел три электродвигателя. Один – для подачи ленты, другой для вращения с постоянной скоростью ведущего вала и протягивания ленты, а третий – для подмотки ленты. Лента перемещалась со скоростью около 76 см/с и обеспечивала воспроизведение частот в диапазоне 32 – 9 600 Гц с неравномерностью не более 4 Дб. В августе 1948 года в американском журнале «Electronics» появилась информация о магнитофоне, имеющем возможность записывать звук одновременно по трем каналам. Очевидцы, прослушивавшие такие записи на расположенные определенным образом громкоговорители, отметили чарующий эффект присутствия. Это было что-то среднее между стереофонией и квадрофонией. Запись в магнитофоне производилась на магнитную ленту шириной 6,3 мм, которая двигалась со скоростью 30 см/с. Одной катушки с лентой хватало на 20 минут записи звука. Усилители звуковой частоты каждого из каналов имели неравномерность не более 5 Дб в диапазоне 50 – 10 000 Гц.

Магнитофон с 3-мя электродвигателями

В 1951-52 годах появились малогабаритные бытовые магнитофоны с магнитной лентой на пластмассовой основе. Металлическая лента и провод были окончательно вытеснены как носители информации. В это время усилия разработчиков были направлены на дальнейшее повышение качества воспроизведения звука. Появились двухканальные усилители с разделением частот. Схема разделения тембра по низким и высоким частотам стала составной частью любого высококачественного усилителя.

В 1950-е годы магнитофоны стоили очень дорого и доступны были не каждому. Поэтому были выпущены различного типа магнитофонные приставки с простым лентопротяжным механизмом и упрощенным электронным узлом записи. Так, магнитофонная приставка Toni производства ГДР подключалась к радиоприемнику, имеющему проигрыватель. Лентопротяжный механизм приставки приводился двигателем проигрывателя, а для громкого воспроизведения записи использовался усилитель приемника. Скорость движения ленты составляла 19,05 см/с.

В Советском Союзе выпускались простые магнитофонные приставки без собственного привода («Волна», «МП-1» и «МП-2»). Этот тип приставок из-за неудобств эксплуатации быстро вышел из употребления. Более удобными оказались магнитофонные приставки, имеющие собственный лентопротяжный механизм. Из отечественных магнитофонных приставок этого типа наиболее известной является приставка «Нота», выпускавшаяся в 1960-е годы. У приставки имелся автономный лентопротяжный механизм, ламповый усилитель записи, но отсутствовал усилитель звуковой частоты. Для громкого прослушивания записи приставку необходимо было подключить к усилителю звуковой частоты радиоприемника. Но, несмотря на это, приставка пользовалась популярностью у меломанов, так как имела неплохой дизайн, особенно ее поздние образцы, малые габариты и вес. Скорость ленты составляла 9,5 см/м. Радиолюбители встраивали в корпус приставки самодельные усилители на лампах или транзисторах и получали полноценный магнитофон.

Магнитная запись с использованием носителей звука в виде ленты стала основной в бытовой аппаратуре. Попытки внедрить магнитофонные проигрыватели с использованием для записи плоских круглых магнитных пленок, аналогичных граммофонным пластинкам, в бытовой аппаратуре не увенчались успехом. Магнитофонные проигрыватели наподобие электро проигрывателей, в которых вместо звукоснимателя использовалась магнитная головка, производились в основном за рубежом. В этих аппаратах магнитная головка звукоснимателя смещалась принудительно, с помощью винтовой пары, в противоположность обычному граммофонному звукоснимателю, перемещающемуся бороздкой вращающейся пластинки. Магнитная пленка в виде круга нашла свое применение в основном в вычислительной технике. Это еще недавно широко использовавшиеся дискеты для компьютеров.

В 1968 году были произведены первые кассетные магнитофоны. В них лента двигалась со скоростью 4,75 см/с, а качество записи и воспроизведения звука оставляло желать лучшего. Невзирая на недостатки, кассетные магнитофоны привлекли внимание покупателей. Новые аппараты выгодно отличались от существовавших тогда магнитофонов своим удобством обращения и малыми габаритами. Выпущенные кассетные магнитофоны поставили проблему улучшения отношения «сигнал/шум». Это было связано, в первую очередь, с медленным движением ленты и узостью дорожек. Решение этой проблемы было предложено в 1969 году американцем Рэем Долби. Им была разработанная система получившая название «Долби», которая представляла собой динамический эспандер и компрессор для точно определенного частотного диапазона. При записи повышался уровень высоких частот (от 1-2 кГц и выше), а при воспроизведении уровень этих сигналов снова восстанавливался. Такое действие использовалось только к сигналам с низким уровнем, соизмеримым с шумами. Применение системы позволяло не только снизить собственные шумы лент и усилителей, но и устранить некоторые паразитные эффекты, например, копирэффект. Улучшению качества работы кассетных магнитофонов способствовало также создание новых высококачественных лент на хромоксидной и кобальтовой основах, ленты Hi-Fi Low Noise и Super Dinamic. Дальнейшее повышее качества магнитных покрытий исследователи связывают с магнитными бактериями, обнаруженными в морском и речном иле. Дело в том, что при изготовлении магнитных лент важное значение имеет размер кристаллов наносимого на ленту магнитного порошка. Чем меньший размер имеют кристаллы, тем более плотную и качественную запись можно произвести. Получение микроскопических кристаллов довольно трудоемкий процесс. В этом деле как раз и должны помочь бактерии. Бактерии, выращенные английскими учеными в лаборатории, магнитом вытягивают из питательной среды и растворяют в слабой кислоте. Через некоторое время получают осевшие на дно кристаллы магнетита настолько малых размеров, что их можно разглядеть только в электронный микроскоп.

В 1980-е годы отечественная промышленность начала производить большой ассортимент магнитофонных приставок высшей и первой группы сложности, в связи с возросшим спросом на высококачественную аппаратуру. Приставки отличались повышенной надежностью лентопротяжных механизмов и не имели своего усилителя звуковой частоты. Они предназначались для высококачественной стерео — или монофонической записи и воспроизведения через внешнюю стереофоническую усилительную аппаратуру, а также стереотелефоны. Магнитофонные приставки имели большое количество сервисных элементов, а некоторые даже дистанционное управление на инфракрасных лучах («Олимп-004-стерео»). Рабочий диапазон частот составлял 20 – 25 000 Гц.

Магнитофоны стали одним из элементов повседневного бытия. В связи с тем, что ряд пользователей предпочитают слишком громкую музыку, в некоторых странах приняты соответствующие законы. Национальное собрание Франции приняло закон, запрещающий продажу в стране домашней аудиоаппаратуры с динамиками более 100 Дб.

Интенсивное совершенствование кассетных магнитофонов позволило создать качественно новые конструкции, позволившие удовлетворить вкусы самых изысканных меломанов и постепенно сильно потеснить катушечные магнитофоны. Катушечные магнитофоны из-за их высокого качества записи и воспроизведения сумели закрепиться только на студиях звукозаписи и в квартирах изысканных меломанов. В настоящее время кассетные магнитофоны выпускаются не только в портативном оформлении, но и в настольном.

Большой популярностью стали пользоваться индивидуальные кассетные магнитофонные проигрыватели – плееры. Для прослушивания записей в плеерах используются высококачественные головные телефоны, и качество звука в них не уступает стационарной аппаратуре. В настоящее время миниатюризация магнитофонов достигла такого уровня, что сделала их неотъемлемым инструментом, входящим в арсенал охотника за чужими информационными секретами. Не так давно, 1988 году, правление мексиканской фирмы Fuento icos было в глубоком кризисе, фирму ждал финансовый крах, так как ее производственные и коммерческие секреты становились известны конкурентам. Принимаемые контрразведкой меры не приносили плодов. Решено было провести скрытую видеосъемку очередного совещания правления фирмы. При изучении видеоматериала обратила на себя одна малозначительная деталь. Участвующая в заседании дама, член правления фирмы, периодически подносила руки к большим клипсам, красовавшимся в ее ушах. В дальнейшем оказалось, что в столь изящных украшениях находился миниатюрный магнитофон, и синьора незаметно его включала, когда принимались важные решения.

Развитие магнитофонов шло по пути расширения их сервисных возможностей, связанных с удобством эксплуатации и повышения основных характеристик записи и воспроизведения звука. Повышение характеристик связано, в первую очередь, с переходом от аналоговой к цифровой магнитной записи. Цифровая запись позволяет практически полностью избавиться от детонации звука и копирэффекта, получить очень малые искажения и динамический диапазон порядка 90-100 Дб. Выпускающиеся цифровые магнитофоны стоят достаточно дорого, что связано с большой стоимостью элементов цифрового канала, в основном, аналого-цифрового преобразователя.

После изобретения магнитофона уже минуло 100 лет и человечество не думает от него отказываться. Изобретение Вальдемара Паульсена является одним из трех великих изобретений XIX века, оказавших большое влияние на дальнейшее развитие нашей цивилизации, наряду с телефоном Белла и системой радиосвязи Попова. Хотя Паульсен сделал впоследствии немало в области радиотехники, но именно это изобретение оказалось самым значительным и поставило его в ряд великих ученых.

Статья переработана на основании материала В. М.Пестрикова «Великое изобретение Вальдемара Паульсена» в журнале «Радиохобби» №6 за 1998 год.

Источник: http://www. masterplusremont. spb. ru/blog/velikoe-izobretenie-datchanina-valdemara-paulsena/

Как выбрать магнитофон?

Как выбрать магнитофон?

Развитие бытовой техники не стоит на месте. С каждым годом появляются новые, все более усовершенствованные модели того или иного устройства, оттесняя на задний план технику прошлого поколения. Так случилось и с магнитофонами. Однако, не смотря на значительную потерю популярности, до сих пор находятся фанаты магнитной записи. Интернет-аукционы предоставляют не малый выбор такого оборудования, однако чему отдать предпочтение и по каким критериям производить отбор магнитофона?

В первую очередь, ретро магнитофон подбирается в зависимости от предпочтений человека. Если пользователь желает использовать бобинные записи, то следует отдать предпочтение катушечному магнитофону. Здесь также существуют различные варианты. Например, для прослушивания записей, изготовленных на различных скоростях, от 4,76 до 38 см/с, необходимо приобретать модель с соответствующим переключателем. Кроме того, имеются ламповые, транзисторные, монофонические и стереофонические магнитофоны.

Если ностальгические воспоминания вызывают кассетные записи, то и магнитофон следует выбирать кассетный. Разновидностей такой техники существует большое множество. Различия могут быть в скорости прокрутки ленты, количестве кассет, динамиков и, конечно же, во внешнем виде.

Если самой потребности в приобретении магнитофона нет, однако пользователь желает прослушать сохранившиеся записи, можно приобрести современную магнитолу кассетного типа или же диктофон. Некоторые автоответчики также дают возможность прослушивания микрокассетных записей.

Бывает, когда ностальгию вызывает именно конкретная модель магнитофона, в этом случае лучше запастись терпением и искать аналогичный образец техники.

Помните также и об устройстве работы того или иного магнитофона. Например, катушечная модель потребует хотя бы одну катушку, не имеющую ленты. Без нее работа магнитофона не возможна.

В интернет-аукционах или на рынке можно найти множество не исправных моделей магнитофонов. Не стоит приобретать не исправный вариант техники, если у вас нет навыков ее ремонта. Если же вы уверены в способности починить изделие, следует быть чрезвычайно осторожным, особенно если речь идет о ламповом магнитофоне.

Приобретая магнитофон, не поленитесь уточнить у продавца состояние данного лота. Узнайте, все ли режимы работают исправно, на месте ли необходимые пассики, функционирует ли счетчик и какое состояние имеют головки магнитофона. Не лишним будет уточнить о звуке проигрываемой композиции, динамиках техники, возможности зажевывания пленки и других нюансах, которые скажутся на процессе эксплуатации изделия.

Потребуйте демонстрации изделия в работе перед тем, как выкупить лот. Желательно, чтобы были проверены все возможные режимы и функции.

Не рекомендуется использовать хромдиоксидные ленты, так как они могут привести к ранней поломке магнитофона.

Источник: http://remont-fridge-tv. ru/otvet_/-vopros-otvet_/kak_vybrat_magnitofon. html