Как почистить рубашки тросиков велосипеда

Тросик и рубашка

Тросик велосипеда – это сплетенные стальные нити обеспечивающие передачу усилий от тормозных ручек к тормозам и от ручек переключения передач к переключателя. Рубашка это неотъемлемая часть троса, которая обеспечивает плавную смену направления тросика. Рубашку так же называют кожухом тросика или оплеткой тросика. В настоящей статье мы расскажем, какие бывают типы тросиков и рубашек.

Велосипедные тросики и рубашки

Типы тросиков для велосипеда

Велосипедный тросик непосредственно осуществляет передачу усилия на тормозные механизмы и механизмы переключения передач, рубашка помогает тросику делать это четко. Для того, чтобы передать усилие трос должен быть достаточно крепким и гибким, поэтому его изготавливают из переплетенных стальных нитей. Тросики бывают двух типов:

  • Тросик для переключателей передач – предназначен для связывания ручек переключения передач на руле (манеток) с задним или передним переключателями скоростей.
  • Тормозной тросик – предназначен для передачи усилия от ручки тормоза на руле к ободным или дисковым тормозам.

Усилия передающиеся на тормоза значительно больше, поэтому у тормозного тросика сечение больше чем у тросика для переключения скоростей. Кроме того тросики отличаются набалдашниками на концах и тормозного тросика он так же значительно больше. Эти различия обязательно стоит учитывать при покупке в магазине, так как тормозные и скоростные тросы не взаимозаменяемы.

Типы велосипедных тросиков

Рубашка тросика – типы и крепление к раме велосипеда

Рубашка (кожух, оплетка) является неотъемлемой частью троса, которая необходима для правильной и четкой работы самого троса. Тросик проходит через рубашку в тех местах, где он резко меняет направление. Кроме того рубашка обеспечивает крепление троса к раме при помощи специальных выступов на раме. Нет смысла помещать тросик в рубашку на всем его протяжении, поэтому его применяют только в местах изгиба тросика.

Существует несколько типов рубашек для тросиков:

  • Старый спиральный тип – скрученная в спираль проволока покрытая пластмассой. В таких оплетках в местах изгиба образуется трение металла об металл, что ухудшает работу троса и способствует быстрому его стиранию. Такой тип рубашек почти не применяется.
  • Новый спиральный тип – это модернизированный старый тип. В новом типе спирального кожуха внутренняя поверхность покрыта специальной «скользкой» пластмассой или тефлоном. Благодаря внутренней поверхности тросик скользит в кожухе, как по маслу.

Даже у нового спирально типа есть значительный недостаток – рубашка может изменять свою длину при значительных усилиях на трос. Эта проблема была решена компанией Shimano представившей абсолютно новый тип тросиков с проволокой, которая идет почти параллельно оси рубашки ( Несжатые рубашки ). У таких тросиков и внутренняя и внешняя поверхность покрыта пластмассой. Незначительное изменение длины при усилии на спиральную рубашку не влияет на работу тормозов, но может влиять на четкость работы переключателей скоростей. Поэтому для прокладки троса переключателей скоростей желательно использовать несжатые рубашки с параллельно распложенной проволокой.

Типы рубашек для велосипедных тросиков

На концах рубашек располагаются специальные колпачки, которые не дают лохматиться проволокам и способствуют надежному креплению рубашки к выступам на раме велосипеда.

Колпачки — наконечники рубашки троса

Многие новички считают систему тросов и рубашек не очень важной частью велосипеда, и часто такое мнение приводит к необдуманным тратам на велосипедные компоненты. Плохая работа тросов может приводить к нечеткой работе тормозов и переключателей скоростей даже самых высоких классов. Поэтому прежде чем грешить на переключатель или тормоз следует проверить трос и рубашку. И не стоит забывать о своевременном обслуживании этих деталей.

http://www. velostop. ru/ustroystvo-velosipeda/trosik-i-rubashka/

Рубашки и тросики для велосипеда

«Прочность целого определяется надежностью самого слабого звена».
Народная мудрость

Этой простой мудростью часто пренебрегают. Действительно, какие-то «копеечные» оплетки (рубашки) и тросики для велосипеда по сравнению с ценными и дорогими компонентами привода выглядят как мелочи жизни. Их цена может отличаться на порядки! Например, задний переключатель (шифтер) запросто может потянуть на 5000 — 6000 полновесных рублей, а хороший комплект «ботвы» — тросики, рубашки и наконечники — облегчит кошелек на 60 — 200 рублей. Но от правильного выбора, умелой проводки и ухода за этой «ботвой» зависит работа привода, четкость переключения передач и, что немаловажно, тормозят или не тормозят тормоза!

Усилие на переключатели и тормозные рычаги передают тросики, и (оплетки) рубашки им сильно помогают, когда трос должен изменить направление и когда точка передачи усилия троса подвижна. Например, от руля к раме, от заднего пера до заднего переключателя, от левой тормозной ручки до переднего V-брейка и от рамы до заднего V-брейка.

Виды рубашек для велосипеда.

Рубашки (оплетки) бывают разных типов. Старый тип — витые, из скрученных в спираль стальных проволок, покрытых сверху пластиком, внутри пластика нет. Стальной трос движется по стальным виткам и требует обильной смазки. Когда натяжение троса возрастает, рубашка, как спиральная пружина, слегка сжимается. Раньше такие оплетки использовали для торможения и переключения передач. Теперь их почти не используют. С появлением системы SIS — индексного переключения передач, требования к продольной жесткости рубашки резко возросли. Поэтому фирма Shimano предложила новый универсальный тип рубашек из спирально навитых полосок металла. Внутри рубашки нанесен слой «скользкого» пластика, например, тефлона. Такая конструкция рубашек широко применяется для систем переключения передач и для привода тормозов. С появлением кассет на 27 (МТБ) и 30 (шоссейные гонки) передач требования к точности переключения еще более возросли, и появился новый и более жесткий тип рубашек Shimano SIS-SP. Конструкция состоит из слоя проволочек, идущих параллельно вдоль длины оплетки. Вместе их удерживают 2 слоя пластика. При изгибании и сильном натяжении троса длина таких рубашек не меняется, поэтому индексные манетки и переключатели способны работать с высокой точностью. Появились рубашки со смазкой — SIS-SP40. В 2006 году появилась новая версия рубашки SIS-SP41, предварительно смазанная по всей длине специальной силиконовой смазкой, что уменьшает трение на 10%.

Виды оплёток (рубашек), вид в разрезе и сбоку
1, 2 — оплётка SIS
3, 4 — витая оплётка (старый тип)
5, 6 — оплётка SIS-SP (новый тип)

Правильная прокладка велосипедных тросиков и рубашек.

Дабы рубашки не лохматились и не расползались, на их концы надевают наконечники — пластмассовые или стальные стаканчики. Наконечники вместе с рубашкой вставляются в упоры на раме и в специальные гнезда на переключателях, манетках и тормозных ручках. Наконечники бывают простые и герметичные с защитной резиновой манжетой. Стандартный наконечник имеет две насечки, а герметичный — четыре. Тросики и рубашки имеют разные диаметры, поэтому следует тщательно подбирать наконечники. Не рекомендуется использовать тормозные троса и рубашки для систем переключения передач.

Троса делают из тонких нитей стальной проволоки с покрытием или из нержавеющей стали (лучший, но более дорогой вариант). Нередко для уменьшения трения и защиты от грязи троса покрывают полимерными материалами, например, прочным и скользким тефлоном.

Троса легко можно обрезать зубилом, ножовкой по металлу, напильником, но лучше всего пользоваться специальными ножницами с полукруглыми лезвиями. Чтобы после обрезки конец троса не лохматился, его можно пропаять оловом. Рубашки желательно резать болгаркой, точильным камнем или специальными ножницами. После обрезки края полезно обработать надфилем и поправить изнутри шилом, чтобы трос легко проходил внутрь.

Даже если поверхность троса покрыта слоем тефлона, тросы перед вставкой в рубашку, кроме типов SIS-SP40/SP41, смазываются консистентной густой смазкой. Чистить и смазывать троса имеет смысл не реже, чем раз в сезон.

Руль должен свободно и легко поворачиваться на максимальный угол в обоих направлениях до упора, а длина тросов должна подбираться с небольшим запасом. Следует избегать излишних изгибов и поворотов тросов, при этом они должны быть по возможности плавными.

http://velofun. ru/repair-shop/rubashki-i-trosiki-dlya-velosipeda. html

Типы рубашек велосипеда

Все рубашки изготовляются из стали, а снаружи покрываются пластиком для защиты от влаги.

  • Традиционные спиральные рубашки — в этом типе рубашек велосипеда стальная проволока плотно сплетена спиралью. Он практически не тянется и не сжимается, так как проволока сплетена очень плотно. Раньше тросики проходили прямо по стальным спиралям рубашек, для уменьшения трения их приходилось покрывать смазкой. В настоящее время проволоку окружает пластик, это уменьшает трение тросика. На дорогих системах пластиком покрывают и сам тросик.

  • Несжатые рубашки для переключателей — в современных системах переключения передач традиционные рубашки могут быть причиной неточностей в работе системы из-за того, что эффективная длина рубашки велосипеда незначительно меняется при изгибании. Это не влияет на работу тормозов, но сильно влияет на качество работы индексных систем переключения передач. Компания Shimano разработали новый тип рубашек, который теперь используют и другие производители. У таких рубашек проволока идет не спиралью, а протянута практически параллельно длине рубашки. Они соединены только двумя слоями пластика. У несжатых рубашек не меняется длина при изгибании и сигнал от манетки четко передается переключателю.

http://velosreda. ru/trosiki-i-rubashki-dlya-velosipeda