Что производит тесла компания

  • автор:

Почему Tesla – все еще лидер среди электромобилей? И что происходит с конкурентами?

Почему Tesla – все еще лидер среди электромобилей? И что происходит с конкурентами?

Бренд Tesla связан, в первую очередь, с именем Илона Маска. Если в начале пути его считали авантюристом, то сейчас его имидж – это успешный инвестор и человек, который создает будущее. Но что стоит за электромобилями Tesla? Почему они все еще такие популярные и какие у него есть конкуренты? Мы попробовали разобраться, в чем же действительно заключается секрет успеха компании.

Как появилась компания и электромобили

В бизнесе часто складывается ситуация, когда первооткрыватель чего-то нового не добивается серьезных успехов. Например, Генри Форд не создал первый автомобиль, но смог на них неплохо заработать, а iPhone не был первым смартфоном, но уже много лет приносит компании Apple значительную часть прибыли. То же касается и электромобилей – первое подобие их датируется 1890 годом, а в начале прошлого века на электрические автомобили приходилось уже порядка трети всех машин на дорогах.

Точно так же модели Tesla не стали первыми электромобилями – но они сделали этот сегмент рынка не просто привлекательным для потребителей, но и коммерчески успешным. История компании начинается с другой компании – AC Propulsion, представившей в 1997 году свой электромобиль стоимостью в 80 тысяч долларов. Инженеры Марк Тарпеннинг и Мартин Эберхард были приятно удивлены уровнем изготовления автомобиля (несмотря на то, что источником питания в нем служила свинцово-кислотная батарея).

Тарпеннинг и Эберхард решили вложиться в AC Propulsion – прежде всего, перевести модель на более современные литий-ионные аккумуляторы. Но тогда дело не выгорело – стоимость модернизированного автомобиля выросла до 220 тысяч долларов и проект свернули. Но все же два инженера заинтересовались рынком, и в 2003 году открыли компанию Tesla Motors и зарегистрировали сайт.

Начинали они скромно – на первую модель (Tesla Roadster) им было нужно где-то найти 7 миллионов долларов. Так в компании появился Илон Маск, который вложил 6,5 миллионов долларов в компанию. После первой презентации концепта компания смогла привлечь новых инвесторов и набрать предзаказов.

Дальше Tesla ждали проблемы: коммерческий выпуск первой модели задерживался, а из компании в конечном счете были вынуждены уйти оба ее основателя. С другой стороны, в Tesla решили заняться сборкой самостоятельно, а не заказывать ее у Lotus.

Когда в 2008 году Илон Маск стал главой компании и вложил в нее почти весь свой капитал, дело пошло быстрее:

  • в июне 2009 года выпускается уже 500 единиц Tesla Roadster (всего за 4 года их выпустят 2250);
  • в этом же году анонсируется новая модель Tesla Model S, которую обещали продавать на 40 тысяч долларов дешевле (и в итоге запустили ее в продажу по цене 62,4 тысячи долларов);
  • для развития компания получает кредит от правительства США на 465 миллионов долларов (который в итоге погасила на 5 лет быстрее срока);
  • в феврале 2012 года анонсируют Tesla Model X, который выходит на рынок уже в тот же год, а в Калифорнии начинается строительство сети заправок Supercharger;
  • летом 2014 года объявлено о выпуске Tesla Model 3, которая должна стать самой бюджетной (при цене в 35 тысяч долларов);
  • в 2018 году компании удалось произвести 245 тысяч автомобилей – это больше, чем за всю историю компании до этого.

На стороне компании работают несколько идей, которых не было у других. Так, Tesla активно строит сеть зарядных станций для быстрой подзарядки аккумуляторов, в компании отказались от дилерской сети и напрямую продают автомобили клиентам в США (раньше считалось, что это невозможно), а также строит фабрику аккумуляторов.

По состоянию на 2020 год компания все еще находится в числе лидеров – конкуренцию пока составляют преимущественно китайские производители (которым крайне сложно зайти на основной для Tesla американский рынок). Но вот финансисты считают, что с деньгами у детища Илона Маска есть некоторые проблемы.

Финансы – все сложно

С финансами у Tesla все действительно сложно. С одной стороны, компания еще в 2010 году провела IPO и теперь ее бумаги торгуются на биржах (и торгуются неплохо). С другой – Tesla все еще убыточна. Выйти на прибыль удалось только в третьем квартале 2018 года – но по итогам этого и следующего годов Tesla демонстрирует убыток. В 2020-м компания показала положительный результат в первом квартале, но проблемы все же остаются.

Вообще среди инвесторов это считается нормальным – растущая компания редко показывает прибыль и выплачивает дивиденды, предпочитая вкладываться в развитие. Это видно и по Tesla. Например, в 2019 году компания заработала 24,6 миллиарда долларов выручки, а на производство потратила 20,5 миллиардов. Однако на общие расходы ушло 2,6 миллиарда, и на разработки – еще 1,3 миллиарда. Учитывая еще расходы по процентам и налоги, итоговый годовой финансовый результат – чистый убыток в 862 миллиона долларов.

Сам Илон Маск обещал инвесторам показать прибыль уже в 2018 или 2019 годах, но пока положительный результат отмечен лишь по итогам отдельных кварталов. Инвесторы же, судя по всему, не считают происходящее чем-то экстраординарным, и продолжают зарабатывать – уже не на дивидендах, а на росте курса акций:

Благодаря такой динамике Tesla уже обогнала по капитализации большинство автомобильных компаний. По состоянию на начало июня 2020 года расклад был такой:

  • Tesla – 190 миллиардов долларов;
  • Toyota – 182 миллиарда долларов;
  • Volkswagen – 75 миллиардов долларов;
  • Honda – 48 миллиардов долларов;
  • Daimler AG – 41 миллиард долларов.

Соответственно, Tesla лидирует не только среди компаний, производящих электромобили, компания – лидер среди автопроизводителей всего мира в целом. В 2020 году бумаги Tesla, как и акции других компаний, упали в цене после начала пандемии коронавируса, но быстро восстановились и превысили докризисный уровень. Это связывают с тем, что в Китае начинает восстанавливаться спрос, в том числе на электромобили, производимые на новом заводе в Шанхае.

Финансовые проблемы могут быть связаны еще и с тем, что компания с большими трудностями выходит на плановые объемы выпуска, из-за чего страдает выручка, а клиенты вынуждены ждать доставки машины несколько месяцев после заказа.

Тем временем проекты, которые могли бы дать больше денег компании – пикап Model E или грузовик Tesla Semi – пока не дошли до фазы коммерческих моделей (при том, что деньги на их разработку уже потрачены).

И еще одна проблема Tesla – слишком сильная закредитованность. У компании долгов примерно в 2,5 раза больше, чем размер собственного капитала, а долгосрочный кредитный рейтинг имеет негативный прогноз.

Поэтому, если говорить объективно, рост стоимости акций не говорит о том, что в финансовом плане компания благополучна – пока капитализация держится во многом благодаря имени ее владельца и руководителя.

Чем Tesla лучше и хуже конкурентов

В Tesla не изобрели электромобиль, но первыми начали пытаться установить в него современные литий-ионные аккумуляторы и сделать все это коммерчески успешным. Но на дворе уже 2020 год, и конкуренты уже давно наладили выпуск собственных моделей электромобилей, которые не сильно проигрывают моделям Tesla (а иногда и выигрывают у них).

Так, основная линейка Tesla состоит из 3 моделей:

  • Tesla Model S – лифтбек F-класса с массой более 2200 килограммов, разгоном до 100 км/ч за 2,7 секунды и запасом хода в 632 километра. Цена начинается от 85 тысяч долларов;
  • Tesla Model X – 5-дверный кроссовер массой в 2,5 тонны и запасом хода в 542 километра. Цены – от 132 тысяч долларов;
  • Tesla Model 3 – седан D-класса. Он более легкий (1800 кг), медлительный (разгон за 3,5 секунды до 100 км/ч) и имеет запас хода в 496 километров. Главная особенность – цена, стоит модель от 35 тысяч долларов.

То есть, автомобили Tesla – это практически суперкары, которые, правда, и стоят соответствующих денег.

У конкурирующих моделей параметры оказываются чуть более скромными, но и цены на них тоже более разумные:

  • BMW i3s – хэтчбек В-класса, массой в 1200 килограммов, разгоном до 100 км/ч за 6,9 секунд и запасом хода в 260 километров. Стоит он от 35 тысяч евро (правда, в России цена гораздо выше);
  • Chevrolet Bolt EV – хэтчбек В-класса, массой в 1600 кг и разгоном до сотни за 7 секунд. При запасе хода в 380 километров автомобиль стоит от 36 600 долларов;
  • Nissan Leaf – хэтчбек С-класса, неторопливый (7,3 секунды до 100 км/ч), но с запасом хода в 458 километров. Цена – от 36 500 долларов;
  • BYD E6 – хэтчбек С-класса, производится китайской компанией. Разгон до 100 км/ч занимает 8 секунд, а запас хода составляет 400 километров. Цена – от 43 700 долларов (310 тысяч юаней).

Другими словами, клиент может выбрать настоящий электрический суперкар и отдать за него стоимость двух электромобилей попроще, или выбрать сразу Nissan Leaf по умеренной цене (к тому же, у модели в России есть достаточно обширный вторичный рынок).

Правда, автоэксперты обращают внимание на один момент – заявленный пробег от одной зарядки предполагает, что автомобиль будет эксплуатироваться в условиях, близких к идеальным. А если, например, включить кондиционер или обогреватель зимой, то пробег резко снижается. По факту от 500-600 километров пробега остается вдвое меньше – 300-400 километров, и тут конкуренты начинают выглядеть интереснее.

С технологической точки зрения в Tesla, как напоминает эксперт Дмитрий Суслопаров, впервые начали использоваться прогрессивные технологии вроде бесколлекторного асинхронного двигателя с микропроцессорным управлением, объединенного в единый компактный конструктив с силовой электроникой и трансмиссией. И другие производители, по сути, в позиции догоняющего – и лишь модель от Porsche и Jaguar могут приблизиться к уровню Tesla.

Технологии, маркетинг или магия Илона Маска?

Статистика неумолима – в 2019 году Tesla продала 367,8 тысяч автомобилей, а ближайший конкурент BYD – 229,5 тысяч. То есть, творения компании Илона Маска продолжают лидировать на рынке, несмотря на всю критику. Но если технологически конкуренты уже приближаются к уровню Tesla, и ценники они предлагают более адекватные, в чем секрет успеха одной компании?

Вряд ли секрет в аккумуляторе (который состоит из тысяч элементов 18650, из которых делают батареи ноутбуков и портативные зарядные устройства), механическая часть тоже не является чем-то эксклюзивным и невероятным. Скорее секрет успеха Tesla – это совокупность сразу нескольких особенностей:

  • новая модель дистрибуции . Как отмечает эксперт Кирилл Новиков, все операции от покупки и до обслуживания осуществляются силами компании. Так, заказать автомобиль можно через интернет, и даже проводить некоторые виды обслуживания тоже возможно удаленно (например, обновление ПО). Сюда же можно отнести и сеть фирменных зарядных станций;
  • характеристики самого автомобиля – дизайн, удобное ПО, скоростные характеристики, дальность пробега по сравнению с конкурентами, экспериментальный автопилот. Правда, качество сборки автомобилей регулярно критикуют, но все равно Tesla – это уровень;
  • удачное попадание в тренды . В XXI веке экологичность технических решений становится важнее, чем, например, их стоимость или эффективность. Экологичные электромобили неплохо вписываются в такую картину мира.

Правда, сторонники Илона Маска забывают, что производство и утилизация аккумуляторов очень «грязные», а электроэнергия может производиться на ТЭС или АЭС, которые тоже не помогают окружающей среде.

Например, бизнес-коуч Оксана Тумадин вообще называет себя «адвокатом бренда» Tesla и считает, что электромобили постепенно переходят в категорию жизненных потребностей:

Я могу сказать о бренде Тесла как лояльный потребитель, как еще называют лояльную целевую аудиторию – адвокат бренда. Почему мне лично нравится бренд Тесла, а не другие бренды? Я исследую изобретения математиков и физиков-гениев всегда и тем более мне знаком Никола Тесла, изучавшим и исследовавшим электричество, что привело к революционным открытиям его времени. И сейчас его имя нашло отражение в экологическом автомобиле.

Просмотрев на современный высококлассный автомобиль, хочется сказать, что на сегодня это лучшее, что можно придумать! Конечно, время идет, но именно на сегодня, когда поднимается борьба за экологию, эти автомобили – потребность нежели мечта. Наблюдая за новостями, компания подумывают о том, чтобы по их технологии другие производители могли производить автомобили. И они правы, потому что предпочтения и требования в сознании потребителей к современному транспорту уже давно выросли. Время пришло и революционные открытия уже не повернешь вспять. Свободная ниша есть, и это показывает компания Tesla. Думаю, она составит серьезную конкуренцию на рынке автомобилей.

Компания Тесла достигла отличных результатов: это и фабрика по производству батарей; это и сеть электрозаправок для подзарядки бесплатно; это и сами автомобили, которые перемещаются без использования нефтепродуктов, а исключительно с помощью электричества. Технический прогресс автомобилей Тесла радует.

Оксана Тумадин, бизнес-коуч, основатель школы надпрофессионального образования.

Еще у Tesla есть научные разработки и патенты – частично из-за высоких расходов на разработки компания до сих пор не смогла выйти на прибыль, но в перспективе эти патенты будут давать компании преимущество перед конкурентами. Например, автопилот пока остается уделом только одной марки, отмечает эксперт Сергей Скавронский. По его словам, конкурентам приходится, по сути, заново изобретать технологии, которые уже есть у Tesla.

Выходит, что секрет успеха Tesla – это все вместе: и технологии с разработками, и имидж руководителя, и, конечно, «вау-эффект». Но главное во всем этом – годы долгого упорного труда.

Мнения экспертов издания по этой теме:

Дмитрий Суслопаров
Сергей Антонов
Кирилл Новиков
Сергей Скавронский

404 — Ничего не найдено!

Страница не найдена

К сожалению, мы не смогли найти запрашиваемую страницу. Произойти это могло по одной из следующих причин:

  • Страница была удалена администратором сайта.
  • Вы перешли по неверной ссылке, размещенной на просторах интернета.
  • Вы ввели неверный адрес страница в строке браузера.

В любом случае — не огорчайтесь, ведь ничего страшного не произошло.

Сейчас мы предлагаем Вам перейти на главную страницу нашего сайта, а затем, воспользовавшись навигацией сайта, выбрать нужный раздел.

Компания Tesla: история развития бренда электрокаров

Между инженерами Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом дружеские отношения завязались давно до появления истории компании Tesla. Еще в 90-х годах прошлого века они основали общий бизнес, но в 1997 г. внимание Эберхарда привлекла американская компания-производитель электрических авто – AC Propulsion, выпустившая модель Tzero, работающую на свинцово-кислотной батарее.

Данную модель лично протестировал Мартин Эберхард и оказался под большими впечатлениями: машина очень быстро разгонялась и плавно ехала по трассе. На тот момент аналогов в мире не было, и инженер принял решение всерьез заняться разработкой новых электромобилей на основе Tzero. Эберхард инвестировал в AC Propulsion около полумиллиона долларов с планами заменить свинцово-кислотные батареи, установив литий-ионные аналоги.

Увы, но до серийного производства новой модели дело так и не дошло. Цена обновленной версии Tzero существенно выросла, и составила более 200 тысяч долларов. Разработчики были уверены, что шансов на успех такая модель практически не имеет, после чего Эберхард и Тарпеннинг приняли решение создать компанию Тесла, чтобы начать разрабатывать собственные инновационные авто.

Основание компании Tesla

Весной 2003 года Марк Тарпеннинг купил домен teslamotors.com, и 1 июля 2003 г. начинается славная история компании Tesla. На момент создания бренда Тесла, у инженеров уже была сформирована расчетная модель, как вычислить нужное количество батарей, руководствуясь массой и основными характеристиками авто.

Создавая новую автокомпанию, бизнесмены не скрывали отсутствие опыта в подобных делах. Они пришли к выводу, что самостоятельно будут заниматься работой над двигателями, окончательной сборкой, под свой контроль возьмут маркетинговые ходы и разработку продажных планов. Остальные запчасти будут покупаться у известных производителей.

История развития компании Tesla

Со временем оказалось, что на разработку первой модели под названием Roadster нужно примерно 7 млн долларов. Чтобы воплотить идею в реальность, пришлось привлекать третьего инвестора, которым стал Ян Райт. Спустя некоторое время в истории Тесла появляется Илон Маск. Миллиардер впоследствии возглавит совет председателей бренда Tesla, функции генерального директора будет выполнять Мартин Эберхард.

Основной целью на старте истории создания Тесла был выпуск спорткара премиального класса. Разрабатывался он ради первых клиентов, мнение которых позже должно учитываться при изготовлении новых моделей, в том числе седанов и других видов компактных машин. Прототип дебютного автомобиля в истории Tesla впервые был представлен на выставке в Калифорнии 19 июля 2006 г.

В том же году благодаря стараниям и связям Илона Маска, в развитие фирмы Тесла удалось привлечь именитых инвесторов, среди которых оказались и соучредители Google. 100 миллионов долларов США позволили запустить в разработку первый серийный автомобиль Roadster, который станет лишь первым шагом на пути к большому успеху.

  • 29 июня 2010 г. впервые в своей истории Tesla публично размещает акции на бирже Nasdaq, чего среди американских автокомпаний не случалось с 1956 г. после Форд Моторс. Это открыло доступ к крупным источникам финансирования для развития бренда Тесла.
  • Июнь 2012 г. – компания Tesla анонсирует запуск второго серийного производства в своей истории – Model S. Этот автомобиль сразу обретает популярность в США, и постепенно им все чаще начинают интересоваться на других континентах планеты. Такой успех вынуждает основателей предприятия задуматься над третьим серийным авто, и уже в 2017 году с конвейеров сходят седаны Model 3.
  • Май 2017 г. – глава правления компании Tesla Илон Маск представляет общественности план на будущее, в котором особое внимание акцентируется разработке грузовика.
  • В марте 2019 г. мир увидел электромобиль Model Y. Параллельно бренд Тесла становится владельцем компании по производству батареек Maxwell, заплатив прежним владельцам $218 млн.
  • Ноябрь 2020 г. – компания Тесла, а также Uber и еще 26 крупных корпораций США объединяются для создания организации ZETA (Zero Emission Transport Association). Её суть – пропагандировать переход на электромобили в разных секторах деятельности, включая машины легкой, средней и повышенной грузоподъемности до 2030 года.

Появление Илона Маска

Эберхард и Тарпеннинг изначально рассматривали кандидатуру Илона Маска, как потенциального инвестора с крупными вложениями на будущее. Оба пристально следили за его публичными выступлениями на разных конференциях, и были убеждены в умении нестандартно мыслить. Мартин и Марк сошлись во мнении, что идея создания электромобиля обязательно придется по душе Маску.

Еще больше уверенности в возможном сотрудничестве придал телефонный звонок прежнего руководителя AC Propulsion Тома Гейджа Мартину Эберхарду. В ходе разговора инженер узнал, что Маск находится в поиске надежного партнера для инвестирования в сферу развития электромобилей. Не теряя времени, Эберхард и Райт взяли курс на Лос-Анджелес, где уже на следующий день им предстояла встреча с будущим руководителем компании Tesla Илоном Маском.

Во время переговоров на выходных олигарх постоянно расспрашивал о деталях финансовых моделей. Как признался позже Тарпеннинг, Маск буквально измотал его вопросами, на которые приходилось отвечать на протяжении двух дней. Уже утром в понедельник Марк и Мартин снова посетили Лос-Анджелес, и получили положительный ответ, который означал одно – история компании Тесла однозначно не будет короткой.

Прежде чем Илон Маск вложил первые 6,5 млн долларов, он созвонился с Джей Би Страубелем, который занимался разработкой инновационных батарей на литий-ионной основе. Миллиардер попросил Страубеля познакомиться с рабочим штабом Теслы, который был крайне заинтересован в подобном сотрудничестве.

Компания Tesla Илона Маска находится всего в 0,5 мили от дома Джей Би, что и особенно заинтриговало его. Всю свою жизнь Страубель посвятил электромобилям, но в этот момент никак не мог понять, как нескольким молодым парням удалось достичь таких высот, а он даже не слышал о существовании такой фирмы. Весной 2004 года Маск и Страубель снова встретились, и последний согласился работать, получая годовую зарплату размером $95 тысяч.

Вот так Илон Маск не только стал председателем правления компании Tesla, а привел еще одного фаната электромобилей. Фирма начала быстро развиваться, а о бренде Тесла – все больше говорить в США и за границей.

Проект – The Roadster

До 2006 г. на фирме Тесла велись, в основном, работы по планированию развития. В мае этого года удалось отложить черновики с карандашами, и, наконец-то, начать воплощение идей в реальность. На тот момент штаб сотрудников расширился до 100 человек, которые и трудились над созданием первого прототипа The Roadster, получившего название EP1, что переводится, как «Инженерный прототип #1».

Автомобиль был представлен инвесторам, чтобы те могли лично увидеть, на что были потрачены средства. Также этот ход был направлен на привлечение других вкладчиков. К удивлению многих, Roadster бренда Tesla произвел сильное впечатление на другие компании, несмотря на необходимость охлаждать двигатель вручную в перерыве проведенного тест-драйва.

Инвесторы сразу рассмотрели огромный потенциал. В истории компании Тесла этот момент стал очередным успехом, поскольку Илон Маск вложил еще 12 миллионов в развитие технологии будущего. Также удалось заполучить дополнительно $40 миллионов от других предприятий, включая известные по всему миру бренды J.P. Morgan и Draper Fisher Jurvetson. Не остались равнодушными и крупные бизнесмены – Сергей Брин и Ларри Пейдж.

Летом 2006 г. компания Tesla представила еще один прототип красного цвета – ЕР2. Презентация проводилась в городе Санта-Клара, куда были приглашены многие знаменитости. В итоге, от поездки на изумительном 2-местном кабриолете Roadster, который разгонялся до 100 км/час всего за 4 секунды, самые приятные эмоции получили губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер и экс-глава Disney – Майкл Айснер.

Электромобиль Roadster отличался особой ломкостью – как управлять им, знали только Страубель и несколько инженеров. Для исключения перегрева, машины менялись после пяти минут эксплуатации. Во время показа учредители Tesla объявили, что машина способна проехать до 400 км. без подзарядки, а приблизительная стоимость модели составит около 90 000 USD.

Купить Roadster тогда согласилось 30 человек, включая основателей Google и других богатых людей планеты. Главный инвестор компании Tesla Илон Маск пообещал, что спустя три года будет сконструирована более дешевая, 4-местная модель с 4-мя дверьми по цене до 50 тыс. долларов.

Слишком быстрый путь к успеху

После презентации в адрес фирмы Tesla начали поступать письма с предложениями привезти на ряд мероприятий этот самый Roadster. Богатые люди непосредственно на стендах бренда выписывали чеки номиналом от $100 тысяч за предварительный заказ модели. О подобном успехе Эберхард и сотоварищи даже мечтать не могли, и со временем за участие в подобных презентациях на счета компании Tesla переводились уже миллионы.

Быстрый успех вынуждал инженеров напрячься, чтобы устранить проблемы с управлением. Анонсированные ранее продажи Roadster пришлось отсрочить с осени 2007 года до 2008 г. За этот период перед инженерами была поставлена понятная и сложная задача – создать совершенно новую трансмиссию «с нуля».

Также по предварительному плану собирать Roadster должны были специалисты Lotus. От бренда Tesla требовались только поставки качественных деталей для ходовой части авто, но в компании решили построить свой завод по изготовлению батарей, которые в дальнейшем транспортировались к Лотосу. Это привело к тому, что цена электромобиля выросла более чем в два раза, и составила порядка 200 000 долларов вместо планируемых 68 тысяч.

Как оказалось позже, внутри компании между главными инвесторами разгорелся конфликт из-за подорожания модели, а виновным в этом Илон Маск признал генерального директора проекта Эберхарда. По мнению миллиардера, Мартин потерял контроль над управлением фирмы и обвинил его в сокрытии проблем на производстве от других председателей, что равноценно мошенничеству и предательству.

Смена управления и надвигающийся кризис

Мартин Эберхард узнал о своем увольнении в телефонном разговоре с Илоном Маском во время поездки на собрание ассоциации автомобильных журналистов в Лос-Анджелесе. После Эберхарда на протяжении года компанией по очереди руководили Майкл Маркс и Зеев Дрори. В это время Илон Маск с головой погрузился в процессы управления, и в октябре 2008 года полностью принял шефство над фирмой Tesla.

С первых дней работы на новой должности Маск предстал довольно жестким и требовательным, но, одновременно, и эффективным управляющим. Он сразу поведал о ближайших планах, которые предусматривали максимальные объемы работы над сокращением себестоимости всех отдельных деталей. Илон говорил, что сотрудники обязаны работать даже по выходным, при необходимости, даже спать на работе, и так будет до тех пор, пока компания не добьется желаемых результатов. Как только кто-то пытался что-либо возразить, ответ был прост и банален:

Если сотрудники не справлялись с поставленными задачами, они увольнялись. Негатив о бренде Тесла разносился в СМИ и Маск заставлял маркетологов убеждать репортеров писать только положительные статьи, несмотря на отсутствие аргументов к этому.

Выход из кризиса

Работа на производстве под управлением Илона Маска кипела по графику 24/7. Все существующие отделы отчитывались перед руководителем за каждый цент, но это не спасло от неминуемого, казалось тогда, краха.

За 2009 год выпущено 500 экземпляров электрокаров. Но даже жесткая политика руководителя компании Tesla Илона Маска не помогла избежать финансового кризиса. Средства быстро исчерпывались, поскольку вместо 25 миллионов, которые планировались на разработку Roadster в 2004 году, сумма плавно перешла в 140 млн. Для спасения ситуации, Маск вынужден инвестировать не один десяток миллионов долларов с личного счета.

За период 2008-2012 г.г. удалось продать только 2 250 электромобилей Roadster. Более того, репутация бренда Tesla серьезно страдает из-за конфликта с популярной в США телепередачей Top Gear, разрешение которого дошло до судов. Во время одного из эфиров компанию Тесла обвинили в мошенничестве, заявив, что автомобили проезжают на одном заряде всего 55 км. вместо заявленных 300 километров. Странно получается, но суд признал правду ТВ-канала, что еще сильней ударило по амбициям Теслы.

Зимой 2010 г. компания Tesla Илона Маска получает заем от Министерства Энергетики США размером $465 млн. На эти деньги запускается возведение крупного завода на территории Фримонта в Калифорнии. Единственно верным способом решить проблемы в сложившейся ситуации стал запуск разработки нового электрокара. Налаженное собственное производство позволило уменьшить цену почти на 40 тыс. долларов, и желающие купить Model S должны были заплатить $62,5 тысячи.

Серийный выпуск новой версии электромобиля взял старт в 2012 году. Успех оказался немыслимым – за неполные два года продано более 55 тысяч машин. Благодаря этому удалось погасить кредит, взятый в 2010 г. сроком на восемь лет, уже в 2013 г. Поспособствовал этому и проведенный IPO в 2010 г., итоги которого оказались невероятными – уже в первый день проведенных торгов стоимость акций выросла на 41%, и составила почти 24 долларов за штуку (стартовая цена — $17).

Под руководством Илона Маска компания Tesla продолжает развиваться, и в феврале 2012 года запускает в разработку очередную новинку – Model X. Летом 2014 г. на рынок поступают бюджетные Model 3 стоимостью до 35 000 USD, в конце этого же года ассортимент пополняет модель Tesla D, ставшая совершенной версией «S».

Убытки компании с каждым годом уменьшаются, а прибыль – растет. На рынке продается более 200 тысяч экземпляров в год и эта цифра увеличивается – к примеру, за 2019-й год реализовано 367 тыс. автомобилей Тесла.

Продолжая развитие

Осенью 2012 г. за историю создания Тесла открылись первые восемь станций для подзарядки электрокара Tesla Supercharger, которые расположились по маршрутам Вашингтон – Бостон и Сан-Франциско – Лос-Анджелес. На каждой станции предлагалось шесть стоек на 480 кВт. Благодаря этому, удалось увеличить спрос на электромобили собственного производства, а первое время владельцы авто Tesla могли заряжаться бесплатно.

На сегодня сеть Tesla Supercharger насчитывает более 1 500 станций в более, чем 50 странах мира, а количество стоек на каждой из них варьируется от 6 до 40. Помимо быстрозарядных станций, на территории многих придорожных отелей и ресторанов предлагаются услуги по медленному заряду Destination Charger (до 22 кВт).

В июне 2014 г. впервые в истории Теслы был открыт полный доступ к патентам. Илон Маск уверяет, что не станет прибегать к судам, если кто-то будет пользоваться технологиями компании. Ведь скрытие патентов тормозит прогресс и дает преимущество только юристам, а не изобретателям. Также он уверен, что раскрытие патентов не навредит компании:

В октябре 2014 года в истории Tesla произошло еще одно важное событие – бренд представил первый автомобиль, управляющийся автоматическим режимом. В модель внедрены радары, камеры с распознавателями изображения и сонарными сенсорами, благодаря чему машина может держаться центра или менять полосу во время движения.

Также здесь присутствуют автосистемы круиз-контроля и экстренного торможения. В совершенной версии Model S, выпущенной в 2016 году, уже добавлена функция автоматической парковки и вызова машины из гаража при использовании специального приложения.

Выход на новые рынки

Начиная с августа 2016 г. совет директоров Tesla одобрил покупку акций за $2,6 миллиарда фирмы Solar City, которая занимается производством солнечных энергетических систем. Пост председателя сразу занял Илон Маск, и принялся познавать новый для себя рынок. В качестве эксперимента, компания Тесла избрала тихоокеанский остров Тау численностью до 600 жителей, на котором возобновляемая энергия покрывается солнечными батареями и аккумуляторами.

Летом 2017 г. Tesla выиграла тендер на постройку самого крупного в мире энергохранилища в Австралии. Бункер будет экономить энергию в пиковый период потребления. Система Hornsdale Power Reserve, мощность которой 100 МВт и емкость 129 МВт/ч, возведена на батареях Tesla PowerPack. К сети она подключена 1 декабря 2017 г., и обеспечивает электричеством более 30 000 объектов на протяжении часа.

Крупные скандалы

  • В июне 2009 года разгорелся скандал. Один из сооснователей фирмы Мартин Эберхард подал иск на Илона Маска за попытки переписать историю компании Тесла. Инженер обвинил миллиардера в клевете за якобы намеренные действия сделать из него виновного за неисполнение планов и финансовый кризис фирмы.

Этот инцидент заинтересовал многие государственные органы США, включая Министерство юстиции и Комиссию по ценным документам и биржам (SEC). 29 сентября Илон Маск и SEC пришли к решению данного вопроса – миллиардер вынужден оставить должность председателя Теслы минимум на три года. Также Маск и бренд Tesla выплатили штраф по $20 млн, а два места в управляющем совете компании получили независимые участники.

Компания Tesla сейчас

По состоянию на конец января 2021 года, рыночная цена гиганта-производителя электрокаров Tesla превышает 750 миллиардов долларов. По капитализации бренд входит в список ТОП-10 самых дорогостоящих фирм мира – компанию в этом рейтинге Тесле составляют такие монстры, как Microsoft, Facebook, Apple и Amazon.

За 2020 год акции производителя электрокаров Tesla выросли на 720%. В начале нового года благодаря продождающим бурный рост ценным бумагам Илон Маск на некоторое время возглавил список самых богатых людей мира, обогнав на этом посту Джеффа Безоса. Бренд Тесла продолжает неустанно развиваться и радовать своих клиентов даже во времена эпидемии – отличный пример растущей компании с сильными руководителями.

Тарас С. Частный инвестор, предприниматель, блогер. Инвестирую с 2008 года. Зарабатываю в интернете на высокодоходных проектах, криптовалютах, IPO, акциях и других активах. Со-владелец нескольких ресторанов и сети магазинов электронной техники. Консультирую партнеров, делюсь опытом.

Присоединяйся в Telegram-канал блога со свежими новостями. Чат с консультантом в Телеграм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *