Почему многие считают tesla пузырем

  • автор:

Тесла: обыкновенная история пузыря?

Тесла: обыкновенная история пузыря?

– Здравствуйте, мне бы заработать процентов пятьдесят на акциях Tesla.

– Я бы не рекомендовал вообще связываться с акциями этой компании, но помогу вам составить агрессивный портфель.

– Нет, спасибо. Я так хотел на Tesla заработать…

Эта история разговора между финансовым советником и так и не состоявшимся клиентом не вымышленная. Более того, подобные истории я слышал не раз с теми или иными нюансами.

Лектор Гарварда Викрам Маншарамани известен тем, что читает курс по распознаванию пузырей на фондовом рынке, а также книгами «Думайте сами: Восстановление здравого смысла в эпоху экспертов и искусственного интеллекта» (HBR Press, 2020) и «Бумбастология: Как распознать финансовые пузыри до того, как они лопнут (Wiley, 2019).

Почти четыре года – с весны 2013 года по лето 2017 года – акции Tesla росли, прибавляя, минимум, по 30% в год. Но что такое вырасти в 12 раз за долгие четыре года для акций компании Илона Маска? Другое дело вырасти в 14,3 раза за какие-то полтора года: с $35 в мае 2019 года до почти $500 в августе нынешнего (цены пересчитаны с учётом недавнего сплита). Однако на этих уровнях котировки не удержались и по состоянию на 5 октября 2020 года находились на уровне $423 за штуку. Бумаги Tesla были в этом году лидерами по объёмам на бирже СПб.

Показатель P/E компании находится выше 1080. Это значит, что на $1 прибыли инвесторы готовы платить более $1 тысячи своих денег. У акций Coca-Cola – 23. У некоторых угольных компаний, находящихся в портфеле Уоррена Баффета, этот показатель составляет 2-4. Для индекса S&P-500 на 5 октября был чуть менее 30, до кризиса 2008 года средний показатель был на уровне 16-17, если выше – рынок считался перекупленным. Однако после 2008 года рынок живёт совершенно в других условиях – бесконечных программах количественного смягчения, бурного развития пассивного инвестирования и так далее.

Среди инвесторов нет единого мнения, что на самом деле происходит с компанией: пузырь это или нет. Мнение лектора из Гарварда находится на одном из полюсов.

Как мы дошли до жизни такой?

Именно пассивное инвестирование Викрам считает, одной из первых причин пузырей нового типа, нового времени. Акции становятся непропорционально зависимыми от потоков капитала, их ценообразование всё чаще не зависит от фундаментальных факторов. Что до пассивного инвестирования, то лектор Гарварда связывает его также с модой на ESG (окружающая среда, социальная ответственность, управление).

Вторая причина – эффект FOMO (Fear of missing out, страх упустить возможность). Данный эффект усилился с развитием социальных сетей и в какой-то момент «жадность взяла верх над страхом». Сюда стоит добавить, что растущие цены привлекают, а не распугивают новых покупателей:

– Подобные Tesla истории все чаще встречаются. Подобно фильму «Хвост виляет собакой» («Плутовство» в русском прокате) чувствами инвесторов можно манипулировать, – пишет лектор, добавляя, что мы живём в пост-правдивом мире, где факты имеют куда меньшее значение, чем вера.

Суть метода распознавания пузырей от Викрама Маншарамани включает 5 элементов или 5 признаков.

  1. Ценовая активность

Речь идёт о том, что «пузырь надувают сами цены» – когда они непрерывно растут, инвесторы перестают воспринимать, какую цену им платить за акцию: $10 или $450. Пока играет музыка FOMO, инвесторы продолжают танцевать.

  1. Неправильно оценённый или неправильно распределённый капитал

За последние годы Tesla многократно пополняла акционерный капитал посредством заимствований на открытом рынке, и в результате оказалась по этому показателю впереди Walmart, Procter & Gamble и JP Morgan.

– Когда деньги неправильно оцениваются, они, как правило, используются не по назначению и позволяют процветать неустойчивым бизнес-моделям. Кроме того, по мере роста цены акций стоимость капитала компании падает, что позволяет инвесторам оправдывать более высокие цены, — говорит эксперт.

  1. Потерянный фокус

Почти каждый пузырь имеет «новую сексуальную историю», что позволяет инвесторам представить себе фантастический Новый мир, который ждёт их впереди.

– История, рассказанная Илоном Маском, про то, как роботы берут на себя управление автомобилем, буквально захватывает воображение. Добавьте сюда недавний анонс о выпуске беспилотного автомобиля, стоимостью $25 тыс., от чего у инвесторов начала попросту кружиться голова. Это видение настолько соблазнительно, что аналитики заглядывают слишком далеко в будущее, чтобы оправдать сегодняшние цены. Некоторые аналитики строят модели, основанные на оценке операционных доходов до 2030 году включительно для обоснования сегодняшних цен. А в СМИ всё чаще появляются статьи с примерно следующим заголовком: «Почему Tesla может стать первой в мире компанией, стоимостью $10 трлн». Ну и, разумеется, «в этот раз всё будет по-другому».

  1. Участие правительства

Четвёртый признак пузыря – участие государственных денег. Касательно Tesla это участие косвенное, так как правительство США только объявило о том, что поддерживает переход на электрические двигатели.

– Спрос на автомобили Tesla был искусственно завышен политиками Калифорнии. Кроме того, поскольку владельцы электромобилей не вносят взносы в Дорожный трастовый фонд (Highway Trust Fund), а используют те же дороги, что и водители бензиновых автомобилей, стоимость эксплуатации Tesla косвенно субсидируется. Более низкие субсидии приведут к снижению спроса, особенно если экономика замедлится ещё больше.

  1. Народные настроения

Пятый признак – настроения населения. Надувание пузыря сравнимо с распространением вируса – эпидемии, как коронавирус, например. Речь идёт о том, что к игре подключаются всё больше и больше инвесторов-новичков, в то время, как более опытные инвесторы из бумаги выходят. Так, надежды, что акции компании будут включены в индекс S&P- 500, не оправдались – на что надеялись опытные спекулянты.

Викрам приводит пример с Amazon во время бума доткомов, когда котировки этой компании рухнули с $105 до $6, и потребовалось больше 10 лет, чтобы акции вновь превысили достигнутый уровень.

– Недавно Илон Маск оговорился, что Tesla «не так прибыльна, как её акции». Tesla может стать компанией, которая перевернёт отрасль и мир и станет такой же, как Amazon. Но в нынешнем виде инвестиции в эту компанию совершенно не оправдывают ожиданий.

Викрам Маншарамани утверждает, что открыл шорт по акциям Tesla исходя из своих убеждений.

Как визионеры захватили мир

Блогер Григорий Исаев поделился в Facebook графиком частоты использования слова «визионер», «визионерство» в американских корпоративных отчётах.

Тесла: обыкновенная история пузыря?

— Это раньше ты был менеджер, и занимался планированием, контролем расходов и прочей скучной ерундой. Теперь — визионер, который визионерит! – прокомментировал Григорий Исаев этот график.

Тесла — пузырь? Готов ответить своими деньгами

Моя статья про Теслу и биткоин вызвала бурные обсуждения. Многие оскорбились, как я посмел сказать, что Тесла — «пузырь», и предъявили, почему я не играю на понижение. Были споры и о том, что значит «пузырь» в практическом плане.

Я готов ответить за слова деньгами (о своей ставке расскажу ближе к концу статьи), но давайте по порядку.

Многие подумали, что «пузырь» означает пустышку — что за проектом ничего не стоит. Рассказали мне про автопилот, инновации Теслы и т.д. Но я всего лишь имел ввиду слишком высокую цену её акций.

В слове «пузырь» нет ничего оскорбительного. «Пузырь» — не пирамида и не мошенничество, а просто оценка текущей стоимости актива (обычно из фундаментальных показателей).

Вообще я пассивный инвестор и не инвестирую в отдельные компании, соответственно не анализирую их. Но часто не нужно особого анализа, чтобы понять, что актив переоценён.

«Пузырь» обычно виден по неадекватно бурному росту цен при отсутствии большой прибыли, а также хайпу в новостях и фанатизме комментов на VC ��

В комментах написали, что Теслу уже 3-4 года считают «пузырём», а она выросла в 20 раз. Так и хочется сказать — и что?

«Пузыри» имеют свойство раздуваться до космических размеров перед тем как лопнуться. И никто не знает, когда «закончится вечеринка».

Спорщики немного угомонились, когда я напомнил, что сам Маск фактически признал, что Тесла — «пузырь»:

Если посмотреть на нашу фактическую прибыльность, то она очень низкая — около 1% за прошедший год. Инвесторы надеются на нашу будущую прибыль, и если они решат, что мы не сможем ее получить, наши акции сразу же рухнут — как суфле от удара кувалдой.

По-моему, руководители компании не говорят про суфле и кувалду, если оценка компании не находится в «пузыре».

И да, несмотря на недавнее падение на 8,5%, Тесла всё ещё в «пузыре».

Знание о том, что Тесла в «пузыре» не даёт никакой точной информации о будущем и ничего не гарантирует, потому что невозможно предсказать будущую доходность компании и куда пойдут акции.

Какая практическая польза от знания, что Тесла — «пузырь»?

Для меня — никакой, так как я не инвестирую в отдельные компании (только в индексы).

Спекулянтам и трейдерам это тоже не особо полезно, потому что они не покупают активы, исходя из справедливой стоимости бизнеса. Ну разве что сыграть на понижение, но неясно же когда «пузырь» лопнет.

А вот любителям, которым нравится покупать модные акции вроде Теслы и Нетфликс, это может быть полезным. Как и профессиональным инвесторам, которые анализируют компании.

По сути «пузырь» означает низкую ожидаемую доходность актива в будущем (например, в следующие 10 лет) из-за предположения, что значительная часть будущих доходов уже отражена в текущей цене.

Соответственно, принимать повышенный риск низкой доходности неразумно (на всякий случай уточню, что ожидаемая доходность — это вероятностное понятие, на то она и «ожидаемая»).

Хотя не исключаю, что «пузырь» Теслы лопнет и пойдёт на следующий круг. Маск может снова «надуть» акции — благо опыт в этом деле у него есть.

У того же биткоина лопнулся уже как минимум один большой «пузырь» в 2018:

А сейчас «надулся» новый. Рынки акций и недвижимости тоже периодически «надуваются».

Но не стоит из-за этого становиться жертвой эффекта FOMO (fear of missing out или синдром упущенной выгоды) и предпринимать неразумные действия, пытаясь «оседлать пузырь».

Вывод предлагаю такой.

Для спекулянтов практической пользы от знания о «пузыре” нет, а для инвесторов она следующая: “пузыри» разумнее обходить стороной, потому что надеяться на их рост — это гэмблинг, а не инвестиции.

Теперь к главному вопросу:

А почему я должен обязательно играть на понижение?

Я не утверждал, что знаю когда упадёт Тесла. На самом деле, этого никто не знает (ну кроме человека, который пишет твиты, способные обвалить акции).

Как любит говорить Баффет, рынок может быть нерациональным дольше, чем вы сохранять платёжеспособность.

К тому Маск охраняет свой «пузырь” от шортистов. Поманит пальчиком в твиттере и сманупилирует рынком. Или пустит в ход “тяжёлую артиллерию» вроде твита о выкупе компании с биржи и обвалит шорты.

Слишком рисковое дерьмо. Возможно, более рисковое, чем покупать акции Теслы. Не скажу, что сплю и вижу себя обладателем шортов от Маска для проигравшихся трейдеров:

Вообще я не про ставки — я инвестор, но если настаивайте, то сделаю ставку.

Если спорить на деньги по поводу «пузыря», то логичнее устраивать что-то вроде Longbets — ставок на несколько лет и больше. Как Баффет спорил на $1 млн со спекулянтами.

Могу поспорить, что Тесла покажет за следующие 3 года доходность ниже, чем историческая доходность американских акций .

Если сейчас Тесла — «пузырь», то вероятно так и будет. Хотя за 3 года в акциях может произойти что угодно и моя ставка при любом исходе ничего не докажет.

Но если я буду ставить на 5-10 лет, боюсь никто не поверит и мне припомнят старинный анекдот:

“Ходжа Насреддин за хорошую плату взялся за двадцать лет обучить грамоте ишака. Эмир грозил отрубить Насреддину голову, если в указанный срок ишак не научится читать. Когда Насреддина спросили, как же он пошел на такой риск, он ответил:
— Ничего страшного. За двадцать лет или ишак умрёт, или эмир умрёт, или я умр! ”

Для меня в ставке заложены риски, что:

  • глобальный «пузырь» на рынках (соответственно и Теслы) будет расти всё это время или
  • Тесла начнёт наконец заколачивать бабло тоннами или
  • будет крах и быстрое надувание нового большого «пузыря».

Но я делаю ставку в $1000, буду публично отслеживать пари, а в случае проигрыша выплачу эту сумму на благотворительность — по $500 в фонд Чулпан Хаматовой и Хабенского.

$1000 буду выплачивать по курсу на 24 февраля 2024 (надеюсь это будет не 300 000 или 500 000 рублей, хотя за 100 000 будет наверняка).

Ну извините, что ставлю не миллион как Баффет. (Хотя на самом деле с его стороны было $318 250 и вместе с аналогичной суммой оппонентов они превратились за 10 лет в $2 222 279, которые пошли на благотворительность)

Моя ставка невыгодна, потому что она с отрицательным математическим ожиданием (я ничего не выигрываю, но рискую проиграть). По аналогии с беспроигрышной ставкой мою можно назвать безвыигрышной (если не считать потенциальный рост интереса к моему блогу).

Зато смогу ответить за свои слова деньгами и сделать доброе дело, если окажусь неправ. Не то чтобы меня взяли «на слабо», но почему бы и не поставить.

Хотя изначально хотел предложить четырёхзначную сумму в долларах для ставки 1 к 1 всем желающим. Только с выплатой друг другу, а не на благотворительность.

Но насколько я понимаю, аналогов сервиса Longbets нет, поэтому спор нужно организовывать в частном порядке. И я знаю очень мало известных в индустрии людей, которым доверил бы деньги на 3 года. Полагаю, что им выступать гарантом не особо интересно.

(Хотя для сторонников того, что Тесла не в «пузыре”, это были бы easy money. Маленький риск обвала и великие инновации Маска против какой-то “жалкой» средней доходности рынка акций.)

Поэтому делаю безвыигрышную ставку в $1000 в пользу благотворительных фондов (детали отслеживания результатов опишу в первом посте-отчёте).

Что скажете? Интересно будет или зря я это затеял?

И, наконец, для полного холивара спрошу: Тесла — «пузырь» или нет? ��

P.S. Ненавистников слова «пузырь» зову в комменты, а кому понравилась статья — в Телеграм-канал ��

Пузырь когда лопается не остается ничего, тут скорее речь про переоцененный актив или предоцененный, судя по спросу на автомобили тесла возможно даже соответствует своей цене, просто они не успевают зарабатывать (производя больше авто), хотя и могут.

Ну почему не остаётся ничего? После голландских тюльпанов остались. тюльпаны и их справедливая стоимость. Как и после пузыря доткомов 2000 или акций и недвижимости 2008.

Ну так где те доткомы? Вся недвижка была отобрана у неплательщиков и несколько лет вабще стояла гнила, про тюльпаны тоже молчу, нельзя говорить что если сейчас я могу купить тюльпан по 50р, что от холдингов тех лет что-то осталось.
К примеру тесла просев даже на 50-70% не лишится бешеного спроса на свои авто и продолжит зарабатывать.

Компании потеряли в капитализации в 2000-ом, но многие остались живы-здоровы (Amazon, Dell и др). Недвижка обвалилась, но никуда не испарилась. По тюльпанам объёмы ущерба возможно были больше, но это сложно оценить, потому что история старая и мутная. Но я согласен, что Tesla в этом смысле больше похожа на Amazon в 2000-ых, чем на тюльпаны (Amazon тогда обвалился на 93%, но остался жив и процветает). Хотя хронически проблемы с прибылью очень настораживают.

Это после пирамиды(мошенничества) не остаётся ничего.

А по предоценённый актив. ну так про любой "пузырь" можно сказать, что оценка на самом деле справедливая и прибыль вот-вот рванёт.

Чего оскорбительного тут? Это констатация факта. Компания практически ничего не зарабатывает и при этом стоит какие-то нереальные деньги. Медиа образ Маска делает своё дело, вот и всё.

Не зарабатывает или все же реинвестирует в развитие?

График дохода ракетой летит верх, вполне вкусно

Маск скорее всего ширма, вот кто за ним стоит,вопрос

на редкость адекватный анализ, купить сейчас акции Тесла это все равно что купить биток на пике хайпа в 2013 году по 1000 долларов.

Если компания, наподобие Теслы, играет в "долгую" (а они играют в "долгую"), то вполне может быть спекулятивная стратегия. Имея большое количество акций запускаем хайп, цена растет, желающих прикупить много, потихоньку продаем получая бабло. Если есть ажиотаж, то сплитуем, доводим до определенной высоты и начинаем скидывать, паника и акции летят вниз, доводим до "дна" и выкупаем себе. Потом повторяем. Вырученные деньги идут развитие, покрытие убытков, r&d и себе конечно.

вот эти вот игры в выкупы собственных акций — это ж ни разу не хорошо с точки зрения миноритариев?

"Пузырь лопнется" Сначала русский язык выучи. Ну и анализ, ничего не знаешь про бизнес и экономику зато статьи пишешь. Вот таких умников псевдо знатоков в рунете пруд пруди.

Если уж на то пошло, то "псевдознаток" пишется слитно. Да и запятых у вас явно не хватает.

Если бы ты написал, что прибыль теслы только благодаря ZEV кредитам, то было бы интереснее
Тесла точно не пузырь, А вот если говорить про переоценку
А так, пузырь скорее озон который 20 лет не имеет прибыль и в этом год стал неубыточным, благодаря деньгам инвесторов которые просто пошли в доход

минус за хаматову

А что с ней не так? Что я пропустил?

"Могу поспорить, что Тесла покажет за следующие 3 года доходность ниже, чем историческая доходность индекса S&P500.
Если сейчас Тесла — "пузырь", то вероятно так и будет. Хотя за 3 года в акциях может произойти что угодно и моя ставка при любом исходе ничего не докажет." — весело)

Такова реальность) Даже 8 лет не всегда что-то доказывают, потому что результаты очень чувствительны к точке входа и выхода. Например, если считать доходность американских акций в период 2000-2008 (от одного краха до другого), то они не особо показательны.

так и смешно. ведь то что написано обычный набор слов. хуже того видимо принимаемый вами за подобие анализ)). обычная инфоцыганщина..
вот скажем что такое историческая доходность индекса?))
ну кроме того что это высказывание должно придать вес псевдоаналитике.
совокупность доходности за следующие года: 2018,2008, 2000-2002, 1990, 1981, 1977, 1973-1974, 1969?? историческая доходность? ну да — история же)). поэтому черт его знает что и о чем написали))

Если вам что-то непонятно, это не значит что нужно сразу обзываться инфоцыганщиной и псевдоаналитикой. Достаточно просто вежливо спросить. Под исторической доходностью индекса я понимаю доходность за 100+ лет.

индексу и 64 лет нет) вот поэтому и называю — подобие анализа

Моя формулировка действительно была неточная, спасибо — поправил. Речь, конечно, об исторической доходности американских акций. Правда, не очень понимаю какое отношение неточная формулировка имеет к анализу.

основа анализа — точное понимание величин и сравнительной базы. не зная "что" — невозможно сказать "насколько" и "почему".
вот вы ставите 1000 баксов на пари "об исторической доходности".
окей я готов поставить.
итак пари — на 1000 долларов.
Я ставлю что тесла за три года покажет доходность своих акций выше чем историческая доходность американский акций за 3 года с 1929-1932 года (-90%).

Честно говоря, у меня проблемы с анализом вашего ответа:) Ближе к концу перестал понимать что вы написали и почему, и причём тут "историческая доходность за 3 года". Если напишите свою мысль яснее, можем продолжить, но пока ваши претензии непонятны.

))) вы хотели пари на историческую доходность американских акций? да. я поддержал ваше предложение.
вас не устраивает моя "историческая доходность американских акций"? на каком основании?
не существует понятия "историческая доходность американских акций". Или как нормальный инфоцыган вы используете звучные термины, не давая их расшифровку для трактовки в свою пользу.
Так это работает в обе стороны.
хотели пари на историческую доходность? держите.
А уж если вы хотите, чтобы вас понимали, использовали бы вы лучше нормальные термины — среднегодовой прирост индекса Доу-джонса за весь интервал составления.
Его размер — 5,45% годовых. За три года интегральное значение — 17,25%. Текущая цена акции Тесла — 696 долларов.
То есть вы предлагает барьерный опцион с выплатой 1000 долларов, с условием что акция Тесла не будет стоить дороже 816 долларов в течение 3 лет?
Или ваш барьерный опцион в том, что в течение трех лет акции теслы каждый день будут обеспечивать худшую доходность чем 0,015%?)
что же конкретно вы имеете в виду?))

Кажется понял, что вы имеете ввиду. Я беру американские акции с их среднегодовой исторической доходностью за 100+ лет (есть цифры в источниках), беру акции Теслы и сравниваю куда выгоднее было вложить по итогам 3 лет. Мне интересно, вы реально этого не поняли или просто к словам цепляйтесь?

(Доходность считаю реальную, но подробности обещал в первом посте-отчёте).

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Еще

Tesla, пожалуй, самая обсуждаемая компания среди инвесторов на протяжении многих лет. С начала года котировки Tesla взлетели в 7.5 раз и компания обогнала по капитализации весь мировой автопром, став 6 самой дорогой компанией в мире.

В сегодняшней статье мы посмотрим на то:

что продает Tesla помимо автомобилей;

какое у Tesla положение на рынке;

есть ли шанс у Tesla оправдать ожидания инвесторов.

Tesla — самый крупный производитель электрокаров в мире. Компания занимает около четверти всего мирового рынка и значительно опережает основных конкурентов (Nissan, Volkswagen, Chevy):
Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Спрос на автомобили Tesla чрезвычайно большой, и история показывает, что компанию на сегодняшний день ограничивает только производственная мощность:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla недавно открыла завод в Китае и планирует расширяться дальше. По заявлениям менеджмента, выпуск электрокаров каждые несколько лет будет удваиваться. Сейчас строится 3 новых завода, в разработке еще 4:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Почему Tesla — самый популярный электрокар?

Tesla выпускает 4 модели электрокаров. Две модели премиального сегмента — Model S и Model X — и две модели среднеценового сегмента — Model 3 и Model Y.

Изначально Tesla фокусировалась на автомобилях премиум класса Tesla S и X, которые в среднем стоили 90 000$. В 2017 году за счет более дешевой модели — Tesla 3 (средняя цена 50 000$) — компания смогла завоевать нового клиента из среднего класса, который более чувствителен к цене автомобиля. Более того, наблюдается тенденция снижения стоимости автомобиля за счет снижения стоимости батарей:
Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Помимо цены, Tesla продает самые энергоэффективные модели на рынке. В среднем электрокар Tesla на 10–30% эффективнее конкурентов. Также Tesla, ежегодно увеличивает запас хода своих автомобилей (330–400 миль, в зависимости от модели), что больше, чем у конкурентов:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Не машиной едины!

Более 80% выручки Tesla генерирует именно продажа автомобилей. Остальные 20% приходятся на Энергетическое направление и Сервисное обслуживание.

Солнечная энергия

Tesla производит литий-ионные аккумуляторы со встроенным инвертором Powerwall. Продукт удовлетворяет законодательным требованиям США и предназначается для хранения энергии в жилых домах.

Powerpack и Megapack — полностью интегрированные решения для хранения энергии для коммерческих, промышленных, коммунальных предприятий. Аккумуляторы могут собираться в целые блоки для увеличения ёмкости накопления энергии.

По данным Международного энергетического агентства, спрос на солнечную энергетику вырастет в 4 раза за 10 лет:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Помимо аккумуляторов и накопителей, Tesla работает на рынке поставок электричества через свою сеть электрозаправок Supercharger. На данный момент на территории Америки находятся порядка 2 200 полноценных зарядных станций и 19 500 отдельных зарядных точек, которые работают 24/7. C увеличением числа электромобилей зарядка на станциях перестала быть бесплатной. На данный момент стоимость зарядки примерно вдвое дешевле, чем бензиновый аналог.

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla также уже успела построить 600 станций в Китае.

По сути, Tesla решает две проблемы:

1. Создает инфраструктуру для своих автомобилей — дает людям возможность недорого и эффективно заряжать электрокары дома.

2. Диверсифицируется в растущий сектор солнечной энергетики.

На данный момент Tesla только начинает активно развиваться на рынке зеленой энергетики, и перед ней открывается большой потенциал. Илон Маск считает, что энергетический сектор за 10 лет сможет достичь по размеру автомобильный.

Автопилот — защитный барьер для Теслы в ближайшие годы

Tesla активно вкладывала средства в разработку нового автопилота для автомобилей (FSD). С помощью автопилота водителю теперь совсем не нужно касаться автомобиля — он все сделает сам, даже выедет из гаража.

Миллионы намотанных километров и сотни калибровок системы позволили автопилоту Tesla в октябре 2020 года занять второе место в списке Consumer Report, уступив Cruise от Cadillac. Однако, по версии того же агентства, автопилот Теслы самый производительный и простой в использовании.

Tesla каждый квартал публикует отчет о кол-ве аварий автопилота на Х пройденных километров. И, согласно данным Tesla, автопилот попадает в аварии в два раза реже, чем обычный водитель:

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Автопилот — это дополнительная опция к автомобилю Tesla. На данный момент он доступен как одноразовая покупка и стоит около 7000–10000 долларов. Это 30% стоимости автомобиля Model 3.

Автопилот является дополнительной надстройкой к бортовому компьютеру в машину, поэтому не требует никаких специальных затрат, что дает чистую операционную маржинальность Tesla. В будущем компания планирует перевести автопилот на режим подписки (SaaS), что позволит ей увеличить выручку на одного клиента.

По данным менеджмента, около 25% автомобилей продаются с автопилотом. Если Tesla увеличит продажу автомобилей в 2021 году на 50% (как планирует), то выручка от автопилота составит около 2 млрд долларов. А если учесть, что автопилот — это чистый маржинальный продукт, то FSD составит

20% операционной прибыли компании.

Горизонтальная интеграция ускорит развитие Tesla

В конце 2021 года Tesla планирует выпустить серию новых автомобилей:

Tesla Roadster — спортивный электрокар, который разгоняется до 100 км/ч за 1.9 секунды, а максимальная скорость — 400 км/ч. Tesla Roadster в среднем дешевле своих конкурентов в 7–8 раз и стоит порядка 250 тыс. долларов.

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla Semi — футуристический электротрак для транспортировки грузов. Он будет оснащен автопилотом и иметь полную загрузку в 36 тонн, при этом зарядка от 0 до 100% займет не более 40 минут, запас хода = 800 км. Прогнозная цена = 200 тыс. долларов.

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Tesla Cybertruck — электрический пикап. Автомобиль создан как для бездорожья, так и для обычной дороги. Грузоподъёмность кибертрака = 1.6 тонн, а самая мощная версия разгоняется до сотни за 2.9 секунд. По версии Илона Маска, кибертрак на дистанции 402 метра обгоняет Porsche 911. Стоимость машины оценивается в 70 тыс. долларов.

Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Если прогнозы Илона Маска сбудутся, то в 2022 году Tesla сможет продать:

1 150 Tesla Roadster по цене в 250 тыс. долларов.

1 000 Semi Truck по цене в 200 тыс. долларов.

10 000 Cybertruck по цене в 70 тыс. долларов.

Новые модели способны сгенерировать в 2022 году выручку = 1.2 млрд долларов.

Пассивные деньги помогут Tesla расти дальше

Новости о вступлении Tesla в индекс значительно разогнали котировки акций — за год стоимость выросла на 725%, что сделало компанию самым дорогим автопромом в мире и 7 самой дорогой компанией в индексе.

С учетом веса Tesla, только три крупных фонда, которые копируют индекс — SPDR, BlackRock и Vanguard — будут вынуждены купить акций на 6.4 млрд долларов, что меньше среднего дневного оборота за день.

У Tesla появляются отличные возможности для привлечения денег в компанию. 6.4 млрд долларов при текущих котировках составляют менее 1% акций компании. Таким образом, компания сможет эффективно профинансировать обещанное увеличение производственных мощностей на 50% ежегодно.

Tesla — не простой автопром

На данный момент основной сегмент выручки Tesla — электрокары. В области машиностроения Tesla активно наращивает производственные мощности и собирается выпустить новые линейки автомобилей (спорткары, пикапы, грузовики).

Помимо автомобилей, Tesla активно развивает автопилот и решения в области электроэнергетики. Автопилот — дополнительный драйвер и причина покупки Тесла, он обеспечивает безопасное вождение на дорогах и, скорее всего, заменит людей в такси. Электроэнергетика позволяет компании диверсифицировать выручку по разным направлениям и создать поддержку циклическому сегменту электромобилей. Более того, создание собственных электрозаправок и накопителей энергии позволяет Tesla создавать инфраструктуру для развития основного бизнеса.

Все эти шаги ведут к монопольному положению на рынке электрокаров. При этом на данный момент рынок электромобилей достаточно маленький относительно рынка бензиновых машин. Например, в 2019 году было произведено 92 млн автомобилей, Tesla произвела 367 тысяч, то есть её доля

Илон Маск планирует увеличивать мощность производства на 50% ежегодно. Если план Маска сбудется, то ему удастся достигнуть 10% доли рынка к 2028 году:
Tesla: пузырь или реальные перспективы?

Тесла сейчас — ставка на венчурную историю, которая может как превратиться в тыкву, так и вырасти в несколько раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *