Сколько стоит заряд теслы на 100 км

  • автор:

Платная зарядка Теслы и успокоительные скидки 4-6% .

Одним из самых больших преимуществ при покупке Tesla является доступ к ее международной сети быстрых зарядных устройств, также известной как сеть нагнетателей. Хотя это немного менее сладко, чем раньше, поскольку Tesla удалила бесплатный доступ к зарядкам для новых клиентов Model S и X.

Обновление пришло ранее сегодня вместе с новостями о том, что Tesla снижает цены на свои модели X и S, сообщает Reuters. Учитывая все обстоятельства, это, вероятно, не такая уж плохая новость для потенциальных новых клиентов Tesla, но визиты на зарядку будут стоить денег с этого момента, то есть до тех пор, пока Tesla не передумает.

Согласно веб-сайту Tesla, стартовая цена на его седан Model S сейчас снизилась на $ 5000 с $ 79,990 до $ 74,990. Что касается его внедорожников Model X, то они также снизились на 5000 долларов с 84 990 до 79 990 долларов. Самый доступный автомобиль Теслы, Модель 3, получил снижение цены на 2000 долларов, теперь начиная с 37 990 долларов. В Китае скидка составит 4% на Теслы местного изготовления.

Это уже не первый раз, когда Тесла играет с доступом к своей зарядной сети. Во многих отношениях места быстрой зарядки Tesla используются не только для того, чтобы предложить практическую мощность для своих водителей, но и как часть своей маркетинговой стратегии.

Еще в 2017 году Tesla удалила неограниченный бесплатный заряд для клиентов и вместо этого давала клиентам кредиты на сумму около 1000 миль в год. Перенесемся на август 2019 года, и Tesla изменила свою политику, вернув бесплатный заряд для клиентов Model S и X. По-видимому, это стало попыткой увеличить продажи двух вышеупомянутых автомобилей.

Tesla также использовала ограниченный доступ к своей сети зарядок в качестве преимущества для продаж и даже предоставляла бесплатный доступ клиентам, если они были направлены нынешним владельцем Tesla. В настоящее время водители Tesla могут раздавать свой реферальный код, который дает людям, к которым они обращаются, 1000 миль (около 1600 км) бесплатного заряда. Отсылающая сторона также получает 1000 миль каждый раз, когда они успешно отсылают кого-то тоже.

Эта новость пришла всего через несколько дней после того, как Илон Маск объявил, что усовершенствованная система помощи водителю его автомобилей, известная как автопилот, будет расти в цене и будет продолжать делать это по мере того, как система будет становиться все более совершенной. Хотя, возможно, это просто он играет жестко, чтобы заставить людей купить его сейчас, так что принимайте это за то, что оно стоит.

Люди, которые копили деньги на оснащенный автопилотом Tesla, по понятным причинам были немного возмущены этой новостью, но теперь, когда Tesla снизила цены на три из своих четырех автомобилей, финансовые показатели выглядят не так уж плохо.

Сколько заряжается tesla от обычной розетки

Как заряжать Tesla — все, что вам нужно знать в 2021

В этой статье развенчиваем некоторые мифы и объясняем все нюансы зарядки электрокаров Tesla в Украине.

Опасения насчет доступности зарядки электрокаров — один из главных сдерживающих факторов роста их популярности. В этой статье развенчиваем некоторые мифы и объясняем все нюансы зарядки электрокаров Tesla в Украине.

Как долго заряжается Tesla

Ответ — от 2 до 30 часов. И то, эти цифры приблизительные, потому что все зависит от того с какой мощностью вы заряжаете батарею и какая емкость этой батареи. Батарея емкостью 100 кВт-ч будет заряжаться 33,3 часа при мощности зарядки 3 кВт-ч или же 2 часа при мощности 50 кВт-ч. В любом случае всегда нужно делить емкость вашего аккумулятора на мощность зарядки — так вы получите время зарядки в часах.

Есть и другой нюанс — автомобиль не заряжается линейно. Самая эффективная зарядка происходит в диапазоне от 20% до 80% аккумулятора. Дальше скорость сильно снижается. Это связано с тем, что чем больше ионов внутри аккумулятора заряжено, тем тяжелее приходится зарядке и батарее “найти” и зарядить оставшиеся ионы. Это и снижает скорость заряда, причем значительно.

Итак, мы разобрались, что на скорость зарядки автомобиля влияет мощность зарядного устройства. От чего зависит мощность зарядки? От того, где и как вы заряжаете Tesla.

Как заряжать Tesla дома

Заряжать автомобили Tesla дома можно различными способами.

Зарядка от обычной розетки на 220В

В обычной украинской розетке напряжение составляет 230 Вольт ± 10%, а сила тока — до 16А. Что означает максимальную мощность на выходе до 3,52 кВт. По факту — чем старее розетка и сеть, тем мощность ниже. Но даже при полностью исправной и не изношенной электросети, для зарядки Tesla со 100-киловатным аккумулятором понадобится 28,4 часа (на практике — до 30). Не самая радостная перспектива. Даже если у вас батарея на 50 кВт-ч, вам понадобится около 15 часов для зарядки. За ночь не успеть никак. Хотя для поездки “дом-работа-дом” ночной зарядки хватит.

Зарядка от синей силовой розетки на 32А

Можно поставить домой специальную силовую розетку, сила тока в которой составляет уже 32А. Скорее всего для нее придется подвести отдельный, новый и качественный кабель. Но в результате установки силовой розетки, которую еще называют синей, мощность зарядки повысится до 7 кВт. И для автомобилей Tesla с аккумуляторами на 50, 60, 75 кВт-ч — это уже означает полную зарядку за вполне приемлемые 8-10 часов.

Кстати, а что насчет Tesla Wall Connector? По сути он не даст вам никакой прибавки к скорости зарядки, потому что точно так же потребляет ток от вашей сети и вашей розетки. Куда вы подсоедините — так он и будет работать. Но если вы любите все оригинальное — то можно его использовать.

Зарядка европейской Tesla

Автомобили Tesla европейской сборки (которых в Украине меньшинство) отличаются тем, что могут принимать трехфазный ток. Поэтому если установить дома трехфазную розетку (межфазное напряжение 380 Вольт, напряжение каждой фазы 220В, сила тока 16А), то она сможет максимально выдавать до 10,5 кВт.

Но есть нюанс – в Украине существуют ограничения от РЭС (районная электросеть) на максимально допустимую нагрузку на потребителя. Поэтому на частные дома подается мощность, которая может составлять от 5 до 10 кВт (в каждом конкретном случае зависит от возможностей магистральных веток). Но больше 10 кВт – это редкость, обычно показатель ниже, то есть даже с трехфазной розеткой заряжаться вы будете не так быстро, как рассчитываете. Чтобы повысить нагрузку – нужно договариваться с энергетиками.

Как заряжать Tesla вне дома

Медленная зарядка

Большинство публичных зарядок в Украине поддерживает медленную зарядку, которая имеет те же или схожие параметры, что и ваша электросеть. Поэтому они выдают до 15 кВт в час. Имея необходимые переходники, вы можете зарядиться на такой станции — например, во время рабочего дня.

Зарядка на станции быстрой зарядки

Также в Украине есть сети станций быстрой зарядки — TOKA, Autoenterprise, Ionity, Quick Power, YASNO E-mobility и другие. Они поддерживают зарядку мощностью от 20 до 40-50 кВт. Не трудно подсчитать, что даже самый большой тесловский аккумулятор они могут зарядить минимально за 2 часа, а максимально часов за 5.

Но есть два нюанса — это дороже, чем любой другой вариант, и вам понадобятся переходники. Оба вопроса рассмотрим ниже.

Сколько стоит заряжать Tesla

Зарядка дома

Чтобы понять сколько стоит заряжать “теслу” дома, нужно знать какой счетчик и схему оплаты вы используете.

При однозонном счетчике стоимость киловатта в Украине составляет 1,68 грн за кВт-ч. Сколько заряжаетесь — столько и платите. 50-киловатной батареи Tesla Model 3 хватает где-то на 350 километров запаса хода. Допустим, вам этого хватит на три дня. Упрощенно вы заряжаете аккумулятор от нуля до полного 10 раз в месяц. 10х50х1,68 = 840 гривен в месяц.

Если вы используете двухзонный счетчик и такую же схему оплаты, то за электроэнергию, использованную с 23:00 до 7:00 вы платите вдвое меньше — 0,84 грн/кВт-ч. Это реально выгодно — поставить такой счетчик и заряжать машину ночью.

Есть еще и трехзонные тарифы, но на практике их редко кто применяет.

Зарядка на общественных зарядках

Стоимость заряда на общественных зарядных станциях устанавливается их операторами и владельцами. Например, на некоторых частных зарядках с вас могут ничего не взять за электроэнергию, но попросить заплатить за аренду паркоместа. А иногда и за то, и за другое.

Но крупные сети зарядных станций в основном перешли на тарифы за киловатт.

TOKA — 5,99 грн/кВт (действует ночной тариф, с 23 до 7, 4,99 грн/кВт).

Autoenterprise — тут иногда придется платить за место (до 10 гривен за час) + за электричество от 4,07 до 6,49 грн/кВт).

YASNO E-mobility​ — 9 грн/кВт за быструю зарядку 50 кВт или 4,5 грн за зарядку мощностью 25 кВт.

Ionity — 5,99-6,99 грн/кВт.

*(тарифы актуальны на сентябрь 2021 года)

Что нужно для зарядки Tesla

Зарядные разъемы Tesla и других электромобилей

Важный нюанс, который нужно понимать — зарядные порты американских и европейских версий Tesla отличаются.

Американские автомобили Tesla получили уникальную конструкцию зарядного порта, которую так и назвали Type Tesla. Чтобы заряжать их в Украине, необходимы переходники.

Европейские версии автомобилей Tesla получили зарядные разъемы, распространенные в Европе — это Type 2 (Mennekes) для Model S и Model X или CCS Combo 2 для Model 3.

Различия связаны с тем, что в США напряжение в сети составляет 110-120В, а в Европе 220-240В.

Полностью список распространенных зарядных разъемов выглядит так:

1. Type 1 (он же J1772) — американский стандарт, медленная зарядка переменным током.

2. Type 2 (Mennekes) — европейский стандарт, медленная зарядка переменным током.

3. CCS Combo Type 1 — американский стандарт, комбинированная зарядка переменным и постоянным током.

4. CCS Combo Type 2 — европейская версия, комбинированная зарядка переменным и постоянным током.

5. CHAdeMO — разъем для быстрой зарядки постоянным током большинства электромобилей.

Все эти разъемы устанавливаются непосредственно в разные модели автомобилей, и поэтому такие коннекторы используются на украинских зарядных станциях. Так что для зарядки Tesla “где угодно” обязательно нужны переходники.

Зарядные устройства Tesla

Большинство автомобилей Tesla в Украине — американского производства. А это значит, что их оригинальные зарядки (они же Mobile Connector) просто не подходят для наших условий, потому что имеют другую вилку. Поэтому мы, как и любые другие специалисты по Tesla, самостоятельно дорабатываем зарядные устройства, чтобы вы могли ими пользоваться дома.

В результате вы получаете зарядное устройство с двумя дополнительными “хвостами” (мы их так называем) — для синей силовой розетки на 32А и для обычной розетки на 16А. У зарядок первого поколения они являются частью зарядного устройства. У зарядок второго поколения — эти “хвосты” съемные.

Также многие владельцы Tesla используют не доработанные оригинальные зарядные устройства mobile connector, а универсальные зарядные кабели. С одной стороны у них вилка для обычной розетки или синей розетки (а может быть и оба разъема), а с другой — разъем Type 1. В таком случае дополнительно используется переходник.

Переходники для Tesla

Итак, для зарядки универсальным зарядным устройством или для зарядки на публичных зарядных станциях вам понадобятся переходники и/или адаптеры. Большинство владельцев Tesla используют два основных. Кстати, любые переходники и адаптеры вы всегда можете купить у нас в TeslaPark.

Первый — это переходник с Type Tesla вашего автомобиля на универсальный разъем Type 1 (J1772) американского стандарта. Применяется для обычной зарядки (она же медленная). Это наиболее популярный и распространенный переходник, потому что большинство публичных станций имеют такой разъем.

Второй переходник — с Type Tesla на CHAdeMO (он же переходник Chademo Tesla USA). Используется для быстрой зарядки, на “скорости” от 20 до 50 кВт в час.

Есть третий переходник, который понадобится всем, кто собирается путешествовать на своем электрокаре в Европе и пользоваться станциями зарядки Tesla Supercharger. Это адаптер между вашим разъемом Type Tesla и разъемом Type 2 европейских “суперчарджеров”. Причем это узкоспециализированный переходник, и он не будет работать с любыми зарядками разъема Type 2. Также важно понимать, что универсальный переходник между этими разъемами тоже не подойдет — Tesla Supercharger его просто не “увидит”.

Где заряжать Tesla

По состоянию на конец 2020 года в нашей стране было около 9000 зарядных станций. Часть из них находится на частной территории, но большинство в свободном доступе и принадлежат крупным сетям и их партнерам.

Что особенно удобно, зарядные станции есть на многих украинских трассах. Например, сеть YASNO E-mobility (ранее — проект STRUM) установила станции быстрой зарядки на трассах Киев-Львов, Киев-Одесса, Киев-Харьков и Киев-Днепр. Так что в этих направлениях можно путешествовать вполне спокойно. Для поиска зарядных станций на других трассах и вообще в любой местности используется в основном два приложения.

Самое популярное — это PlugShare. Здесь вы найдете самую детальную информацию о станциях, типах разъемов, скорости зарядки, а также отзывы заряжавшихся.

Также можно использовать обычные Google Maps, хотя там информация не всегда бывает актуальной.

Заряжайте ваши Tesla правильно, безопасно и без вопросов.

Рекомендуем Вам похожие статьи

И нет, это не кликбейтный заголовок, которым мы просто стараемся привлечь ваше внимание.

Как и где выгодней зарядить электромобиль в Украине

С возрастанием электрификации транспорта в мире в целом, и в частности в Киеве и Украине, набрал актуальности вопрос его зарядки. Инфраструктура пунктов для подзарядки начинает развиваться, поэтому большинство пользователей встают перед вопросом: где заряжать электромобиль, дома или на общественной зарядке?

По времени это практически то же самое (5-9 часов и больше, в зависимости от максимальной пропускной мощности), а вот насколько это выгодно — мы рассчитали для каждого случая в отдельности.

Где можно зарядить электромобиль и сколько это будет стоить?

Пункты подзарядки размещаются на АЗС, автопарковках, возле кафе, или ТРЦ. Перед выбором необходимо знать свой тип разъема зарядного кабеля. Всего их шесть:

  • Wall Outlet (Euro Plug);
  • Mennekes (Type 2);
  • EV Plug (J1772);
  • Three Phase 32A;
  • Wall Outlet 120v;
  • Tesla HPWC (Model S).

Допустим в том же Киеве существует много мест для бесплатной «подзарядки», но все они имеют общий ряд сложностей:

  • Большая очередь;
  • Длительное время ожидания;
  • Разъем не всегда подходит;
  • Могут украсть кабель;
  • Придется оплатить парковку;
Популярные бесплатные места в Киеве
  • Подземный паркинг ТРЦ Gulliver, нужно оплатить парковку — 15 грн/час;
  • Бизнес-центр «101 Tower», парковка — 20 грн/час;
  • Подземный паркинг отеля Hilton, парковка — 30 грн/час или 200 грн/сутки;
  • Бизнес-центр IQ, тариф: с 7:00 до 23:00 — 20 грн/час, с 23:00 до 7:00 — 10 грн/час;

Сетевые ЗУ, как правило, требуют предоплаты. В каждой компании собственные тарифы, например:
  • Сеть «ТОКА» — для пользования необходимо сделать предоплату от 1000 до 3000 грн, при этом тариф составляет от 0,73 до 0,84 грн за эквивалент 1 км пробега Nissan Leaf. (доступно только в Киеве, Одессе и Львове);
  • Autoenterprise — тарифы: 10 кВт — 1 грн/мин, CHAdeMO (быстрая зарядка) 20 кВт — 2 грн/мин, CHAdeMO 40 кВт — 4 грн/мин, около 1000 ЗУ по всей Украине;
  • Октан — 4 грн/кВт*ч, ЗУ есть только в Киеве;
  • WOG — можно заряжать бесплатно, но долго. Более 300 точек по всей Украине;

Карта зарядных станций в Украине. Самая полная база в приложении PlugShare

Как бы там ни было, проще всего и дешевле заряжаться дома. Вы точно не встретитесь с проблемой очереди, неисправности или отсутствия нужного кабеля, а платить необходимо будет по себестоимости электроэнергии, что в разы дешевле, чем переплачивать за вынужденную парковку. Оставив машину заряжаться на ночь в гараже, Вы можете быть спокойны, что с ним ничего не случится, а утром он будет стоять с «полным баком».

Зарядная станция дома — эффективно, быстро, безопасно, но есть одно НО

Применение ЗС на бытовом уровне — более эффективная экономия электричества за счет ее высокого КПД. Все производители авто рекомендуют заряжать именно через них. Главные преимущества:

  • Более быстрая и эффективная зарядка за счет преобразования параметров тока;
  • Сохранение ресурса АКБ на протяжении длительной эксплуатации;
  • Контроль состояния подключенной электросети, защита от перегрузок.

Единственным минусом домашних ЗУ является их стоимость. Например, цена бытовой модели на 3,7 кВт начинается от 750 EUR, а более мощной на 7,2 кВт — от 900 EUR.

В украинских реалиях приобретение бытовой ЗУ за столь высокую цену оправдано только для совместного пользования — на закрытых парковках или возле бизнес-центра.

Зарядка от розетки — альтернатива, но не такая сказочная как в рекламе

Для домашней подзарядки необходимо установить специальную трехфазную розетку на 380В, которая будет заряжать в три раза быстрее обычной 220В. В которую подключается кабель с «чарджером».

Некоторые производители выпускают специальные чарджеры для обычной 16А розетки на 220В, но это будет очень долгий процесс, поэтому такие устройства продаются или идут в комплекте, как дополнительные.

И исключительно, как резервный вариант, на случай, если другой возможности нет. Регулярно это делать не рекомендуется, из-за того, что кабель при этом перегревается, а сам аккумулятор принимает ток неоптимальных параметров, из-за чего уменьшается его ресурс.

Некоторые электромобили заряжаются только при наличии заземления. Например, «умный» кабель Mobile Connector для Tesla Model S при подключении тестирует сеть на наличие заземления. Пока устройство его не «увидит», зарядка не начнется.

Существуют специальные зарядки не требующие заземления, но мы не рекомендуем их использование из-за повышенной нагрузки на сеть.

В бытовой сети напряжение 220В и ток до 16А. В идеальных условиях вы можете получать электричества до:

220В × 16А = 3520 Вт (3,52 кВт).

На практике — это среднее значение от 2,5 до 3 кВт, ввиду того, что со временем ухудшаются контакты, а также изнашивается проводка. Чтобы получать заявленный ток в 16А, лучше провести новую проводку и поставить качественные розетки — Legrand.

Популярный в Украине Nissan Leaf 2015 года выпуска оборудован аккумулятором на 24 кВт*ч. Для полного его восстановления от домашней сети Вам потребуется:

24 кВт*ч / 2,5 кВт = 9 часов 40 минут.

По факту, больше, так как процесс не линейный по мощности и времени, после 80% — он проходит медленно, и при преобразовании теряется около 10% электричества.

Если у Вас Tesla Model S на 85 кВт*ч, придется ждать еще дольше:

85 кВт*ч/ 2,5 кВт = 34 ч (!)

При установке трехфазной розетки на 16А заряжать можно намного быстрее. Без учета потерь, ее максимальная пропускная мощность достигнет:

380В × 16А × 1,72 (cos φ) = 10 458 Вт (10,46 кВт).

Соответственно полная зарядка от трехфазной сети будет не дольше:

24 кВт*ч /10,46 кВт = 2 часа 20 минут для Nissan Leaf
85 кВт*ч/10,46 кВт = чуть более 8 часов для Tesla Model S

В линейном подключении потери электричества при преобразовании достигают 10% (в некоторых всего — 2-3%).

В Украине действуют ограничения РЭС по максимально допустимой нагрузке на потребителя, как правило, для частного дома это 5 — 10 кВт, в зависимости от возможностей магистральных веток. При желании, нагрузку можно увеличить, но это уже отдельный финансовый вопрос.

Если заряжать через станцию, при 5 кВт выдаваемой мощности, тот же Nissan Leaf будет заряжаться за 5-6 часов. Если верить производителю, максимальный запас хода на полной емкости составляет 150 км (по факту в среднем около 100 км) — 24 кВт*ч/100 км.

Если со скоростью зарядки все понятно, то с затратами всё еще интересней.

Стоимость затрат при обычном однотарифном учете электроэнергии

И так, в среднем, ежедневный пробег автомобиля в городе составляет до 100 км (если конечно, Вы — не таксист). Для простоты расчета возьмем этот показатель и сравним какой будет расход в Nissan Leaf 2015 года выпуска и аналогичному ему по классу Nissan Juke базовой комплектации 2017 года с ДВС.

Для преодоления дистанции 100 км на Nissan Leaf необходима полная емкость (24 кВт*ч). В итоге, при полной ежедневной зарядке, за месяц Вы израсходуете электричества:

24 кВт*ч × 30д = 720 кВт*ч.

При тарифе на электроэнергию в Украине 1,68 грн/кВт*ч, месяц езды Вам обойдется в:

1,68 грн/кВт*ч × 720 кВт*ч = 1210 грн.

Для сравнения, расход топлива в Nissan Juke при городском цикле составляет 7,6 л/100км. Ежемесячный расход топлива составит:

7,6 л × 30 д = 228 л.

При средней цене А-95 в Украине 26,35 грн/л, ежемесячно Вы будете тратить на заправку:

228 л × 26,35 грн/л = 6008 грн.

Очередное подтверждение того, что даже при однотарифном учёте, езда на электромобиле явно выгоднее аналога с ДВС, и это не считая отсутствия расходов на замену фильтров и масла.

Еще больше экономии при многотарифном учете

Если Вы будете использовать многотарифный учет, то сможете сэкономить еще больше. 8 часов (с 23:00 до 07:00) действия «Ночного тарифа» вполне достаточно для полного восстановления емкости аккумулятора Nissan Leaf. Тариф в ночной период 0,84 грн/кВт*ч. Соответственно ежемесячный расход на подзарядку при городском цикле езды составит всего лишь:

0,84 грн/кВт*ч × 720 кВт*ч = 605 грн.

А как же быть владельцам Tesla Model S P85D? В комплектации идет одно зарядное устройство Mobile Connector мощностью 11 кВт с разъемом Type 2. Через станцию аналогичной мощности производитель гарантирует полную зарядку за 8 часов.

Но, в украинских реалиях бытовая сеть с такой пропускной мощностью практически не встречается, так как везде действует ограничение нагрузки. Средний доступный предел на трехфазную точку — 7 кВт. Полный заряд при такой мощности займет:

85 кВт*ч / 7 кВт ≈ 12 ч

Дополнительная мощность доступная, но ее необходимо заказывать за отдельную плату. Заплатив $3-5 тыс. РЕС, Вам проведут 15-20 кВт линию. Но это уже чисто индивидуальный вопрос, который зависит от Вашего желания и финансовой способности.

Смоделируем следующую ситуацию: Вы вернулись с работы в 20:00 и сразу же «воткнули» Nissan Leaf в розетку, а через 12 часов — в 08:00 с заряженной на 100% батареей снова уезжаете на работу.

На практике, вряд ли Вы будете четко следить за тем, чтобы в 23:00 подключить машину, и отключить ровно в 07:00. В большинстве станций есть функция «заряжать только при действии ночного тарифа» — необходимо лишь подключить кабель, а процесс запустится автоматически в 23:00 и выключится ровно в 07:00.

И так, для полного восстановления емкости необходимо 24 кВт*ч электричества. С трехфазной станцией достаточно будет 4 часа, с однофазной уже 8 часов. По «ночному тарифу» один цикл обойдется всего лишь:

24 кВт*ч × 0,84 грн/кВт*ч = 20,16 грн (это как час парковки при «условно бесплатной» зарядке).

Если бы у Вас не было многотарифного счетчика, то потратить пришлось бы немного больше:

24 кВт*ч × 1,68 грн/кВт*ч = 40,32 грн.

То есть, ежедневная экономия равна 50%. Ежемесячно Вы будете экономить:

20,16 грн × 31 (день) = 625 грн.

В год Вы сэкономите:

625 грн × 12 месяцев = 7500 грн.

В Nissan Leaf 2017 года выпуска была увеличена емкость батареи с 24 кВт*ч до 30 кВт*ч. В среднем однофазная станция позволит восстанавливать 3 кВт*ч емкости в час. Это значит, что через 10 часов автомобиль будет полностью заряжен. Ночной тариф действует только 8 часов, значит 2 часа батарея будет заряжаться по 1,68 грн/кВт*ч. В результате полный цикл Вам обойдется в:

(3 кВт*ч × 8 ч × 0,84 грн/кВт*ч) + (3 кВт*ч × 2 ч × 1,68 грн/кВт*ч) = 30,24 грн.

Без многотарифного счетчика:

30 кВт*ч × 1,68 грн/кВт*ч = 50,4 грн.

В итоге дополнительная ежедневная экономия составит:

50,4 грн — 30,24 грн = 20,16 грн (то же самое, что и в примере с АКБ на 24 кВт*ч).

Это подтверждает эффективность экономии с многотарифным счетчиком.

Лучше всего об организации зарядки позаботиться до приобретения электрокара. Во всяком случае, еще до покупки Вы точно должны знать, где будете его заряжать.

Как зарядить электромобиль в домашних условиях

Где можно провести зарядку электрокара? Идеально, если днем он будет подпитываться энергией на специальной станции возле офиса, а ночью — около дома. В нашей стране еще мало «заправок» для экологичных автомобилей, поэтому проблема зарядки электрокаров полностью ложится на плечи их владельцев, многие из которых живут в многоэтажках. Сегодня мы выясним, как правильно зарядить такое транспортное средство в домашних условиях, сколько времени займет этот процесс и насколько дорого обойдется подобное удовольствие.

Зарядка электрокара в домашних условиях

Для зарядки электромобиля вовсе не обязательно искать ближайшую станцию. Электрокар можно назвать обычным бытовым устройством таким же, как чайник, холодильник или стиральная машинка. Он тоже работает на электричестве, но с одной важной оговоркой — ему необходим постоянный ток, а в обычной электросети квартиры течет переменный. У первого КПД выше. Со временем он не меняется ни по величине, ни по времени.

Так как переменный ток для двигателей электрокаров не подходит, заряжать электромобиль от домашней розетки без специальных устройств невозможно. Эта проблема быстро нашла свое решение. Теперь во многих популярных моделях установлены специальные зарядные устройства — преобразователи переменного тока в постоянный. Чем выше их мощность, тем быстрее аккумулятор насыщается энергией. Для тех, кто живет в частных домах, оптимальным вариантом станет домашняя зарядная станция. Это компактное устройство, которое позволяет быстро, а главное безопасно восстановить энергоресурс аккумулятора автомобиля.

Как зарядить электромобиль если живете в квартире

Как заряжать электромобиль, если вы живете в квартире и не имеет электрифицированного гаража? Это задача становится настоящей головной болью, когда владелец авто приобрел жилье на верхних этажах. Здесь есть только один вариант — тянуть кабель. Он входит в стандартный комплект автомобиля, но длины заводского провода для больших расстояний не хватит.

Для начала необходимо выбрать оптимальное место для парковки, чтобы электрокар находился ближе к квартире. Для проведения кабеля придется просверлить отверстие в стене, но лучше использовать более плотную гофрированную трубу. Дополнительно потребуется металлический электрощиток, в котором будет находиться розетка, и нельзя забывать о заземлении. На случай, если на вашем парковочном месте уютно устроился уже кто-то другой, необходимо иметь при себе удлинитель.

Правила безопасности во время зарядки авто

Для зарядки электрокара от обычной розетки обязательно необходимо использовать кабель, который специально предназначен для таких манипуляций. Его можно приобрести отдельно, но обычно он входит в комплект. С одной стороны у кабеля есть специальный разъем для подключения к аккумулятору, а на другом конце закреплен штекер, который входит в обычную розетку. Для обеспечения безопасности каждый кабель обязательно оснащается специальным защитным модулем, который поможет уберечь его от замыкания или перегрева.

Можно ли заряжать электромобиль от розетки

Зарядку электрокара можно провести в домашних условиях от стандартной розетки в 220 вольт. Хотя здесь есть свои нюансы. Владельцу авто понадобится кабель и специальное зарядное устройство. Стоит отметить, что зарядка в домашних условиях имеет свои недостатки. Это менее безопасно и на процесс уйдет почти втрое больше времени, чем на зарядку на специальной станции.

Время зарядки электромобиля

Зарядка электрокара дома может занять до 15 часов. Точное время зависит от модели авто и емкости батареи аккумулятора, напряжения в сети. Обычные розетки не рассчитаны по такие мощные потребители тока, как электромобили. На специальной станции авто обычно заряжается на протяжении 5 часов. Если на нем установлен усиленный блок, то время сокращается до получаса. В домашних условиях придется ждать около 10-15 часов, и это ключевой недостаток зарядки от обычной розетки.

Сколько электричества потребляет

Электрокары — это не только экологически чистый вид транспортных средств, но и выгодное вложение средств. Автомобили, работающие на электричестве, позволяют экономить на покупке бензина, цены на который постоянно колеблются. Есть ли вообще смысл заряжать электромобиль дома? Возможно, потребление энергии аккумулятора настолько высоко, что транспортное средство просто разорит своего владельца? Это легко проверить. Проследить за расходом энергии можно через бытовой счетчик, который стоит в каждой квартире. Для полностью пустого аккумулятора потребуется около 25 кВт. Обычному человеку эти цифры ни о чем не говорят, поэтому приведем наглядный пример.

Электрокар с такой зарядкой сможет пробежать чуть более 150 км. В сутки техника в среднестатистической квартире (чайник, плита, холодильник, телевизор и компьютер) потребляет около 2-3 кВт электричества в сутки. Если взять максимальное значение, то одна полноценная зарядка электрокара тянет столько же энергии, сколько берут все электроприборы в доме за 7-8 дней. Сохраняется ли экономия? Да, заряжать электромобиль даже в домашних условиях намного дешевле, чем заправлять транспортное средство бензином. Экономию можно увеличить, если подключать авто к сети в период с 23:00 до 7:00. В это время действует дифференцированный тариф на электроэнергию, во время которого каждый кВт дешевле, чем энергия, потребляемая во время одноставочного тарифа (с 7:00 до 23:00).

Сколько стоит зарядка Теслы

Материал собран на базе экспертизы инженеров первого специализированного сервисного центра для электромобилей и гибридов Master Service Electro. Чтобы записаться на диагностику, перепрошивку ПО, активацию автопилота или ремонт Tesla в Харькове, звоните: 0676943320

Содержание статьи:

  1. Способы зарядки электромобилей в Украине
  2. Публичные зарядные станции
  3. Домашние стационарные зарядные станции
  4. Зарядка электромобиля от розетки через кабель
  5. Стоимость зарядки Tesla

Как зарядить электромобиль в Украине

Перед тем, как посчитать среднюю стоимость пробега Tesla, перечислим способы зарядки электромобилей, доступные в Украине. Цена километра, в конечном счете, зависит от времени и мощности зарядного устройства. Итак, сегодня доступны три возможности:

  • Коммерческие или публичные зарядные станции (медленные и быстрые).
  • Домашние стационарные зарядные станции.
  • Зарядка от розетки, с зарядным устройством, которое идет в комплекте к электрокару.

Пройдемся вкратце по каждому.

Коммерческие (публичные) зарядные станции

Располагаются на автозаправках, возле ТРЦ, кафе. В Харькове размещение станций регулируется «Правилами благоустройства территории города Харькова».

Для справки: перед поездкой на зарядную станцию, выясните свой тип разъема зарядного кабеля: Type 1, Type 2, CHAdeMO, CCS. Зарядный кабель на публичной станции может не подойти вашему электрокару. Для американских Tesla нужно обязательно иметь с собой переходники, поскольку оригинальных разъемов Tesla на зарядных станциях в Украине нет.

Коммерческие зарядные станции бывают:

  • Быстрыми (DC — Direct Current — постоянный ток). Такие зарядные станции оснащены инвертором (устройство, которое преобразовывает переменный ток в постоянный) и могут питать электромобиль с мощностью 50, 100 и даже 150 кВт.
  • Медленными (AC — Alternating Current — переменный ток). Заряжают с мощностью до 22 кВт, в зависимости от возможностей станции и зарядного устройства внутри автомобиля.

На коммерческой станции в стоимость зарядки входит цена 1 кВт·час и, иногда, время парковки автомобиля. Узнать карту расположения сетевых станций можно с помощью мобильного приложения PlugShare, либо приложений компаний, предоставляющих услуги зарядки электромобилей.

Домашняя зарядная станция

Стационарное зарядное оборудование, которое можно установить дома или возле офисного здания для электрокаров сотрудников. Часто жильцы многоквартирных домов объединяются и устанавливают такие станции на придомовых парковках.

Производители электрокаров рекомендуют заряжать авто на стационарных станциях. Вот основные преимущества:

  1. Контроль состояния электросети, защита от перегрузок.
  2. Обеспечение необходимой силы тока.
  3. Управление станцией через мобильное приложение.
  4. Контроль зарядки: таймер, проблемы, остаток.
  5. Сохранение ресурса высоковольтной батареи.

Стоимость стационарных домашних зарядных станций зависит от производителя и технических характеристик. В среднем, она колеблется от 250 до 750$.

Зарядка от розетки через зарядное устройство

Самый экономный способ зарядки электромобиля в украинских реалиях. Авто подключается к обычной розетке и заряжается от переменного тока через зарядный кабель, который идет в комплекте. Экономный, но также самый ненадежный способ:

  • Это медленно, так как розетка не может выдать более 2,5 кВт. В среднем, пройдет более суток от полностью разряженной Tesla до 100% зарядки.
  • Сложности с мониторингом физического состояния и стабильного напряжения в электропроводке.
  • Обязательное заземление, некоторые зарядные блоки без этого условия работать не будут. Фактор электробезопасности дома и жильцов также никто не отменял.
  • Высокий риск перегрева проводки или розетки.

Сколько стоит зарядить Теслу в Украине

Сейчас тариф на электроэнергию в Украине составляет 1,68 грн за кВт·час Далее в расчетах будем отталкиваться от этой цифры.

Стоит отдельно сказать о том, что на стоимость зарядки могут повлиять факторы состояния зарядных узлов электромобиля. Например, проблемы в зарядном модуле PDM могут увеличить длительность зарядки и, соответственно, стоимость.

Средний расход энергии в автомобиле Tesla Model S (наиболее популярная модель) с батареей 75 кВт·час составляет 3-4 км на 1 кВт·час. Этот показатель сильно зависит от стиля управления электрокаром.

Стоимость 1 кВт·час разная, зависит от места и времени. Ниже усредненные данные.

  • Зарядка от розетки в «‎ночном тарифе» — 0,84 грн за 1 кВт·час. Стоимость 100 км пробега = 27 грн.
  • От розетки в обычном тарифе — 1,68 грн за 1 кВт·час. Стоимость 100 км = 56 грн.
  • В медленном режиме на специализированных станциях (с учетом времени парковки) — 7,88 грн за 1 кВт·час. Стоимость 100 км = 260 грн.
  • В скоростном режиме на специализированных станциях (с учетом времени парковки) — 9 грн за 1 кВт·час. Стоимость 100 км = 297 грн.

С помощью этих данных вы сможете рассчитать среднюю стоимость зарядки и пробега 100 км для Tesla Model S и прикинуть цены для других моделей этой марки. Идеальным решением в условиях развивающейся инфраструктуры электрокаров в Украине станет покупка стационарной домашней зарядной станции.

Если у вас есть вопросы по зарядке своей Tesla либо другие сервисные потребности (диагностика Тесла, активация автопилота, прошивка ключей, ремонт Tesla в Харькове) — звоните мастеру-приемщику Master Service Electro 0676943320

Все рубрики
  • Двигатели
  • Турбины
  • МКПП и АКПП
  • Топливная аппаратура
  • Амортизаторы
  • Акции
  • Новости
  • Пневмобаллоны
  • Автокондиционеры
  • Чип-тюнинг
  • Стартеры
  • Генераторы
  • Отопители
  • Развал-схождение
  • Электромобили
  • Тормозная система
  • Рулевое управление
Последние статьи
Проточка тормозных дисков
Подготовь машину к зиме с новой услугой в Master Service

Как эксплуатировать электромобиль в холодное время года

УСПЕЙ ЗАПИСАТЬСЯ! Неделя скидок для владельцев Skoda Octavia (Tour) и Toyota Camry
Хотите ремонт автомобиля по адекватной цене?

Мы используем качественные комплектующие из разных ценовых сегментов, ориентируясь на пожелания клиента.

Экономика электромобилей: для владельцев и мировой экономики

Цена электромобиля кажется высокой. На самом деле это не так. Она безобразно высокая! Более того, ниже, основываясь на официальных характеристиках электромобиля Тесла, будет показано что рациональные причины для покупки любого электромобиля отсутствуют!

Вокруг электромобиль Tesla не утихают споры. Одни утверждают что это наше будущее, другие что это только хороший маркетинг и ничего более в плане новых, и, тем более, будущих технологий. Давайте подойдем к ответу на этот вопрос с цифрами.

Сколько стоит электромобиль Тесла ⇧

Рассмотрим технико-экономические параметры электромобиля на примере Tesla model s.

Характеристики электромобиля Тесла ⇧

Стоимость батареи Tesla model s ⇧

От производителя точно известно что:

  1. Новая батарея стоит $45 000.
  2. Гарантийный срок на батарею 8 лет.

Других данных нет, но косвенно известно, в том числе путем разборки батареи, что она собирается из серийных аккумуляторов 18650 Li-Ion 3.7v. Производитель Sanyo (он же Panasonic), ёмкость каждой банки предположительно 2600mAh, а вес 48г.

По спецификации производителя (Sanyo), имеется 1000 гарантированных циклов перезарядки. Если бы батареи не деградировали, то 1000 циклов на 430 км (270 миль) каждый = 430 000 км. Это за 8 лет. Или 54 000 километров в год. Вроде вполне достаточно. Но!

Эти батареи такие же (по технологии) какие стоят в наших телефонах, и все знают – батареи со временем деградируют. Из этого следует 2 момента.

К концу 1000 цикла батарея совсем не заряжается, следовательно, надо брать средний пробег от 430 км в начале, до 0 в конце. Тогда получим 27 000 км в год. Использование кондиционера и отопителя (дарового тепла в такой машине практически нет!) также снижает дальность пробега на одной зарядке. Положим в среднем на 10%, то есть, пробег в год уже 25 000 км. Будет ли неспособность держать заряд батареей гарантированным случаем – не понятно.

Экономия на ТО, для обычной машины, на этом фоне выглядит не серьезной. За 200 000 км придется 15 раз поменять масло за $50 (материалы) плюс $50 за работу. Может еще придется поменять все жидкости один или два раза. Это еще $1000-2000. В итоге $2500-3500. Что снизит «печаль» от покупки новой батареи до $20 на 100км!

Это вариант когда батарею придется заменить за свои деньги в конце или сразу после гарантированного периода. Если, по тем или иным причинам батарею придется менять раньше (за свои деньги), то цифры затрат на 1 км еще более вырастают!

Конечно, можно надеяться, что вам прямо перед окончанием гарантийного срока поменяют батарею, но:

  1. «В политбюро сидят не дураки» и, скорее всего, Тесла продумала схему, при которой не будет массовых замен батарей за их счет. Это ведь больше половины стоимости машины! На самом деле, чуть меньше, как будет сказано далее.
  2. Даже если через 8 лет покупателю бесплатно заменят батарею на новую, то еще через 8 лет ему все равно придется менять батарею, но уже однозначно за свой счет. И тогда за 8+8 лет средний расход по замене батарее будет $10 / 100 км.
  3. Возможно, что поставят не новую батарею, а полуживую, чтобы клиент смог эксплуатировать электромобиль до конца гарантийного срока. Тогда затраты на 100км будут от $10 до $20.

Стоимость зарядки электромобиля Тесла ⇧

Зарядка хоть и бесплатна (пока) от Теслы или очень дешева, но, тем не менее, это сколько-то стоит (для Теслы или для покупателя). Сделаем не сложный расчет.

85 KWH / 430 км = 200 WH / км или 20 KWH / 100км.

Это по данным Тесла. По данным независимых испытаний, этот показатель в 2 раза больше. Пока будем оперировать данными Тесла. Это 1,72кг нефтяного эквивалента (почему надо пересчитывать именно в нефтяной эквивалент станет понятно чуть позже) или 2,3л бензина. Тесла говорит, что эффективность заряда батарей 90%. То есть, в батареи попадает только 90% взятого из розетки. Это повышает затраты энергии до 2,55л на 100км или 22 KWH/100км.

Налоги ⇧

При сравнении стоимости зарядке надо учитывать что, на данный момент, в большинстве стран отсутствую налоги на электричество. С другой стороны, опять таки в большинстве стран, налоги на бензин составляют до 70% его стоимости для конечных покупателей!

Очевидно, что если количество электромобилей будет увеличиваться, правительства в том или ином виде обложат их налогами. У них просто не будет выхода – дорожную сеть надо на какие то средства содержать. Обычно это как раз налоги на бензин.

Стоимость электромобиля Тесла model S ⇧

Сейчас цена автомобиля $75 000. Но по законодательству штата Калифорния, автомобильные компании должны, наряду с обычными авто с ДВС, продавать какую-то долю электромобилей. Они этого не делают, а просто покупают квоты у Тесла. Цена устанавливается по договоренности двух хозяйствующих субъектов, но оцениваются в $35 000 на каждый автомобиль Тесла. По мере роста количества электромобилей цена этих квот будет падать, вплоть до нуля. И, по мере падения цены квот, будет расти цена автомобиля, так как затраты на производство электромобиля будут перекладываться с плеч производителей авто с ДВС, туда где они и должны быть – на плечи покупателя! То есть, вместе с ростом количества электромобилей, цена Tesla model s будет расти вплоть до 110 000$, в ценах 2016 года!

Итог для владельцев ⇧

Я вовсе не отговариваю покупать эти машины. Может быть миллион причин для ее покупки. Но в этом списке не может быть пункта экономичность!

На сайте производителя говорится о подогреве и охлаждении батарей. И даже есть калькулятор, который показывает, как меняется дальность поездки в зависимости температуры и использования кондиционера/отопителя. Смущает что самая низкая температура -18 градусов Цельсия. Или, при более низких эксплуатировать нельзя, или просто «шкалы не хватило»)).

Но может стоимость электромобиля Тесла оправдана с точки зрения экономики стран и планеты в целом?

Цена электромобиля для мировой экономики ⇧

Экономичность и экология ⇧

Конечно, обществу выгодно пересесть с ДВС, которые расходуют вместо 10 литров бензина на 100км, энергию эквивалентную 2,5 литрам. При этом уменьшается как «тепловое» загрязнение окружающей среды (меньше выделяется энергии на 100км пробега), так и обычное загрязнение, которое снижается до нуля. Но это только на первый взгляд.

Слева диаграмма, из каких источников человечество получает электроэнергию. (Other 2 – Включает геотермальную, солнечную, ветровую и тд. энергию). 22% (включая гидро) это «зеленая» энергетика, все остальное «грязная».

Просто оно при этом сжигается не внутри двигателя автомобиля, а где то за городом на ТЭЦ! Да, КПД на ТЭЦ выше (38%) против КПД ДВС в 25-30%. Но только потери при зарядке электромобиля Тесла составляют 10%. Потери при транспортировке от ТЭЦ до конечного потребителя (в нашем случае это зарядная «станция») так же оцениваются в 10%. Таким образом, 100 единиц энергии в виде топлива на ТЭЦ превращаются в 38 единиц электроэнергии. На зарядной станции (или в розетке дома) остается меньше на 10%, итого 34,2 единиц. В батарею попадет еще на 10% меньше – только 30,78 единиц. То есть, Суммарный КПД электромобилей Тесла сравнивается с лучшими образцами ДВС!

Итог для человечества

Только вся «химическая» грязь остается в районе ТЭЦ, (и это единственный плюс), а «тепловая» делится в пропорции 70/30 между ТЭЦ и местом эксплуатации электромобиля. Но, как мне кажется, «загазованность» городов не самая острая экологическая проблема на сегодняшний день.

На это «плюсы» закончились, переходим к минусам.

Сколько нужно электричества для электромобилей ⇧

Массовая элетромобилизация требует создание соответствующей инфраструктуры. И это не просто сеть зарядных станций, хотя построение такой сети тоже не простая задача. Эти зарядные станции надо снабжать энергией, которую надо где то взять. Разберемся, сколько для этого потребуется электроэнергии. (куда-то потерял картинку без водяного знака selftrips.ru :- ) )

Много это или мало? Сравним эту цифру с уже получаемой электроэнергией.

Для этого опять возьмем данные ВР за 2013г.

Объяснение некоторых расчетов

Объяснение некоторых расчетов

Для этого возьмем данные по использованию биодизеля для получения электроэнергии в режиме “только генерация” (строчка 6.5.), данные и ВР имеются, и данные для режима “генерация с теплом” (строчка 6.6.), Сложим их и получим затраты биодизеля на генерацию электроэнергии. Из данных ВР не видно с каким КПД биодизель преобразуется в электроэнергию. Предположим что с таким же как и КПД из нефти – 33% (посчитано исходя из потребления нефти и количества электроэнергии из нефти). На основе этого получаем количество электроэнергии из биодизеля (5.1.). Объемы биодизеля (5.1.) отнимаем от объемов “Прочее” (5.1.) ,куда его видимо отнесли.

Для “Прочее” так же не известен КПД. Более того, там суммированы источники с разным КПД от 10 до 100% – ветер, солнце, геотермальная энергия “и т.д.”. Поэтому возьмем “среднее” 50% (6.5.). и вычисляется первичная энергия “Прочего”.

Становится видно что:

  1. Необходимое количество электричества (3.8.) в 2+ раза больше вырабатываемой на сегодня «зеленой» электроэнергии (5.1., Гидро + Биодизель + Прочее).
  2. Но это в 2 раза меньше всего вырабатываемого электричества на сегодняшний день. (5.1. Всего)
  3. Доля «зеленой» электроэнергии по производству 20%, как уже указывалось ранее, по затратам первичной энергии только 11,2% (6.8., Гидро + Биодизель + Прочее).
  4. В любом случае электроэнергии для электромобилей нет! Человечество же не собирается отказываться от освещения, холодильников, лифтов и так далее, ради электромобилей?

Создание инфраструктуры для электромобилей ⇧

Как быстро можно создать инфраструктуру в части генерации необходимого количества электричества для электромобилей? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим с каким темпом росла генерация электроэнергии.

По приведенным данным на изображении вычисляется, что средние темпы прироста генерации составляют 430 TWh / год. Если с таким же темпом вводить дополнительную генерацию для электромобилей, получается 26 лет!

При этом нужно будет поддерживать двойной темп ввода генерирующих мощностей (на «обычное» развитие и на строительство генерации для электромобилей). Потребуется ввести минимум 1300 GW мощностей (в режиме работы на 100% 24 х 365, без резерва, что не реально). Исходя из сложившийся стоимости генерирующих мощностей в размере $1/W, получается для строительства генерирующих мощностей потребуется $1,3 трлн. Мировой ВВП составляет около $75 трлн. (2013г). Предлагается потратить 2% ВВП одного года только на строительство генерирующих мощностей!

Для сравнения лунная программа США продлилась 10 лет (1962-1972). Оценочная стоимость всей программы 25$ млрд., что составило 4% от ВВП США в 1962 ($605 млрд., в год официального старта программы). И это был просто подвиг. Настолько героический, что через даже полвека никто не решается его повторить!

У человечества точно нет других более насущных проблем?

Другие проблемы массового внедрения электромобилей ⇧

К обозначенным проблемам нужно добавить проблему выбора первичного источника для генерации электроэнергии для электромобилей да и вообще для всей электрогенерации. Вывод объемов этого производства/добычи источников на необходимый уровень.

Так же имеются расчеты что разведанных запасов лития и кобальта, которые необходимые для производства батарей для электромобилей в разы меньше чем требуется.

Вы все еще думаете что для сегодняшнего уровня развития технологии электромобили благо для покупателей и общества? – Тогда мы идем к вам! 🙂

Источники исходных данных:

Под первоначальным заголовком статью скопировали множество ресурсов. Статья совсем не про путешествия, по этой причине я решил ее перенести ее сюда. Здесь она как раз соответствует тематике.

Ситуация с тер пор (2016 год), в технологическом плане, принципиально не изменилась. Хотя некоторые мои знакомы еще в 2014 году говорили, что через 5 лет наступит эра электричества, а каменный век закончился не потому что закончились камни. Я же говорил, что не вижу технологий, которые позволят это сделать, даже в лабораториях, а рекламки о прорывных технологиях сыплются уже лет 10, только “воз и ныне там”.

Так что я даже не стану обновлять никакие данные собранные еще тогда!)) Хотя появились новые модели Tesla, но главный их элемент – батарея, так и не претерпела никаких значимых изменений!)). Дату публикации так же оставлю оригинальной. А вот название поменял на более релевантное.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *